0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цвет и дизайн

Цвет в дизайне

Цвет — это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. По другому говоря, цвет – это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части светового излучения зрительным аппаратом человека. Цветоведение — наука, определившаяся как самостоятельная отрасль знаний лишь в прошлом столетии, привлекала исследователей давно.

Среди них можно назвать титанов эпохи Возрождения – художников: Леонардо да Винчи, Леона Батиста Альберти, Вазари, Дюрера; физиков и ученых эпохи просвещения и нового времени: Ломоносова, Ньютона, Гельмгольца и пр. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

Крайние цвета спектра — вишнево-красный и сине-фиолетовый — несколько схожи: в одном чувствуется фиолетовость, в другом — красноватость.
Если смешать их, получаются промежуточные по цветовому тону так называемые пурпурные, или пурпуровые, цвета. Добавив пурпурные цвета к спектральным (поместив их между вишнево-красными и сине-фиолетовыми), спектр можно замкнуть в кольцо, то есть представить его в виде круга, который так и называют цветовой круг. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую — голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Первые из них называют теплыми цветами, вторые — холодными. Отнесение цветов к теплым и холодным основано на том, что красные, оранжевые, желтые цвета напоминают цвет огня, солнечного света, накаленных предметов; голубые, синие, фиолетовые цвета напоминают цвет воды, воздушной дали, льда. Понятие о теплоте цвета в известной мере относительно. Любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, любой холодный цвет рядом с еще более холодным может оказаться теплым. Теплые и холодные цвета играют большую роль в дизайне.

Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:

  1. ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;
  2. хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
    • теплая гамма: желтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния;
    • холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;
    • дополнительные цвета: синий, оранжевый, зеленый — красный, фиолетовый — желтый (дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов (или цветовом круге) диаметрально, друг против друга).
  3. ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого черному.

Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

Цветовые модели и палитры

Цветовая модель — это представление цвета путем его разложения на базовые компоненты. В цветовой модели для каждого оттенка, входящего в цветовую гамму модели, определяется доля цветовых компонентов, которые характеризуют выбранную модель.

Наиболее распространенными цветовыми моделями являются следующие модели:

  • RGB (Red — красный, Green — зеленый, Blue — синий);
  • CMYK (Cyan — голубой, Magenta — пурпурный, Yellow — желтый, Black — черный);
  • HSB (Hue — оттенок, Saturation — насыщенность, Brightness — яркость).

Большинство цветовых моделей описывают цвета, входящие в цветовое пространство соответствующего устройства. В частности, модель RGB используется при воспроизведении цветов на экране монитора, сканировании, а также печати на цветном струйном принтере. Модель CMYK применяют в полиграфии.

Давайте поговорим про цветовую модель RGB.

Глаз человека воспринимает длины волн в диапазоне от 400 до 700 нм. Длину волны от 430 нм до 470 нм человеческий глаз воспринимает как синий цвет, в диапазоне от 500 до 540 нм, как зеленый цвет и в диапазоне от 620 до 700 нм, как красный цвет. В компьютерной промышленности эти цвета называются тремя первичными цветами. Для их обозначения и используется цветовая модель RGB. Все цвета, встречающиеся в природе, можно создать, смешивая свет трех этих длин волн, варьируя их интенсивности.

Смесь, состоящая из 100% каждого цвета, дает белый свет.

Смесь 0% от каждого цвета дает отсутствие света или черный свет.

Искусство воспроизведения цвета путем сложения в различных пропорциях трех первичных RGB цветов называется аддитивным смешением.

Путем проекции трех цветов: красного, зеленого и синего на светлую поверхность можно получить большинство цветовидимой области спектра, например голубой, пурпурный и желтый. Этот принцип используется для воспроизведения цвета в видео и в компьютерных мониторах. Будучи определена природой компьютерных мониторов, система цветов RGB является самой популярной и распространенной.

И это естественно, так как аппаратные средства, которые вы используете, явно или неявно влияют на характер и процесс вашей работы с цветом. Однако именно в этом проявляется и недостаток системы RGB, она исключительно зависима от устройства. При замене устройства изменяются и цвета. Она не очень подходит для воспроизведения цвета, когда в одном комплексе должны работать сканер, принтер и монитор. Поскольку она использует три аддитивных первичных цвета, она не подходит для раскраски или для красителей и пигментов, используемых при печати, поскольку те используют другой набор первичных цветов (голубой, пурпурный, желтый) — цветовую модель CMYK. Три вторичных цвета CMY при смешивании создают черный цвет. Выражение цвета путем вычитания из белого света одной из компонент называется субтрактивным смешением.

Краски или красители создают цвет субтрактивным методом: когда краситель или пигмент поглощает красный и отражает зеленый и синий свет, мы видим голубой. Когда он поглощает зеленый и отражает синий и красный, мы видим пурпурный. Голубой, пурпурный и желтый являются тремя базовыми цветами, используемыми в субтрактивном смешении. Цвета в таких светящихся устройствах, как телевизоры и компьютерные мониторы формируются путем смешивания трех первичных цветов RGB, но такие средства воспроизведения цвета, как печатные издания и картины работают на поглощении одних длин волн и отражение других три вторичных цвета CMY. Поскольку реальные чернила CMY не создают чисто черного цвета, он получается темно коричневым, а так как при создании черного цвета с помощью модели CMY тратится в три раза больше красок, то к этим трем цветам добавляется отдельно черный цвет (К) и модель называется CMYK. Диапазон представления цветов CMYK хуже, чем в RGB, поэтому при преобразовании данных из RGB в CMYK цвета получаются более темными и приглушенными.

Читать еще:  Стиль модерн в интерьере

Для расширения цветового охвата применяют цветоделение на шесть красок. Модель HexaChom — в ней кроме цветов CMYK используются дополнительные — Green и Orange (зеленый и оранжевый). В современной цифровой, широкоформатной и офсетной печати используется система 12 цветов.

Цветовые модели CIE. Эти цветовые модели были разработаны Международной комиссией по освещению. Они основаны на реакции человеческого глаза на RGB и спроектированы так, чтобы точно представлять восприятие цвета человеком. Эти модели используются для того, чтобы определять так называемые аппаратно независимые цвета, которые могут правильно воспроизводиться устройствами любого типа: сканерами, мониторами и принтерами. Эти модели широко применяются, потому что их легко использовать на компьютерах и они описывают широкий диапазон цветов.

Системы цветов HSB и HSL

Системы цветов RGB и CMYK базируются на ограничениях, накладываемых аппаратным обеспечением (мониторами компьютеров в случае RGB и типографскими красками в случае CMYK). Более интуитивным способом описания цвета является представление его в виде тона, насыщенности и яркости — система HSB.

Она известна также как система HSL (тон, насыщенность, освещенность). Тон представляет собой конкретный оттенок цвета, отличный от других: красный, зеленый, голубой и т. п. Вы можете видеть как изменяется цвет фотографии с натюрмортом при воздействии на нее цветового тона. Насыщенность цвета характеризует его относительную интенсивность (или чистоту). Уменьшая насыщенность фотографии с натюрмортом мы делаем цвета более пастельными или блеклым и размытым, а увеличивая насыщенность получаем более яркие или ядовитые и резкие цвета.

Яркость (или освещенность) цвета показывает величину черного оттенка, добавленного к цвету, что делает фотографию с натюрмортом более темной, или уменьшая, что делает ее более светлой. Система HSB хорошо согласуется с моделью восприятия цвета человеком. Тон является эквивалентом длины волны света, насыщенность — интенсивности волны, а яркость общего количества света. Система HSB имеет перед другими системами важное преимущество: она больше соответствует природе цвета.

Недостатком этой системы является то, что для работы на мониторах компьютеров ее необходимо преобразовывать в систему RGB, а для четырехцветной печати — в систему CMYK. При использовании цветовых моделей цвет может быть задан путем ввода его числовых значений. В данном случае цвет выбирается из библиотеки (в графической программе таких библиотек несколько), и можно руководствоваться только названием цвета и его представлением на экране.

Во многих графических программах, особенно в тех, которые специализируются на обработке векторных изображений, предусмотрена возможность использования каталогизированных цветов не только при обработке изображений, но и при выводе на печать. Это означает, что при помощи программы можно создать цветовыделенные пленки, каждая из которых предназначена для печати краской того цвета, который был выбран из библиотеки при создании изображения. Качество печати при этом возрастает, поскольку печать выполняется красками с чистым цветом и растрирование изображений не производится.

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Схема:
Насыщенность/Яркость

Схема:
Контрастность

Выбранный Вариант:
Насыщенность/Яркость

  • Схема по умолчанию
  • Больше контраста
  • Высокий контраст
  • Максимум контраста
  • Меньше контраста
  • Низкий контраст
  • Минимум контраста
  • Средне-темный (насыщенный)
  • Темный (насыщенный)
  • Очень темный (насыщенный)
  • Пастельный
  • Средне-темный пастельный
  • Темный пастельный
  • Очень темный пастельный
  • Мягкий бледный пастельный
  • Средний бледный пастельный
  • Темный бледный пастельный
  • Очень темный бледный пастельный
  • Полутон (легкий)
  • Серый полутон с цветовым акцентом (легкий)
  • Серый полутон (средний)
  • Серый полутон с цветовым акцентом (средний)
  • Серый полутон (темный)
  • Серый полутон с цветовым акцентом (темный)

Постоянный адрес текущей цветовой схемы:

Результат комфортен для глаз, даже при использовании агрессивных цветов. Вместе с тем, труднее найти диакритические знаки и основные факты.

Также монохроматические вариации сделаны для каждого цвета в других схемах.

Не следует злоупотреблять контрастными цветами в дизайне, используйте их только как цветовой акцент.

Триада образована тремя цветами, равномерно распределяя цветовой круг (120°). Цветовые схемы триады имеют много возможностей по сочетанию цветов, регулировке контраста, акцентов и баланса теплых/холодных цветов.

Меньшая дистанция между цветами вызывает в результате меньше напряжения. Тем не менее, тетрада всегда является более «нервной» и «вызывающей», чем другие цветовые схемы. Работая с ней, вы должны заботиться о связях между одним цветом и его смежным дополнительным цветом (комплементом). В случае тетрады (угол 90°), необходимо хорошее чувство цвета и очень деликатный подход к сочетанию цветов.

Вы можете задать дистанцию смежных (вторичных) цветов, угол не должен превышать 60°.

Будьте осторожны: из-за ошибки округления во время преобразования, значение RGB, используемое в цветовой схеме, может немного отличаться от введенного значения.

Появилась удобная возможность поделиться цветовой палитрой с друзьями и коллегами, используя готовые коды для вставки картинки на форум или в блог.

Психология цвета и веб-дизайн

Как одним из залогов притягательности и успеха того или иного шедевра живописи выступает умение автора работать с цветом, так и веб-дизайнерам сегодня удается добиваться определенного эмоционального восприятия сайтов пользователями. В свою очередь, это способствует большей заинтересованности посетителей, уровню их доверия к ресурсу компании и увеличению прибыли.

Читать еще:  Подснежник в ландшафтном дизайне

Теория цвета: основные моменты

Использование цветов и их сочетаний в коммерческих и бизнес-целях основывается на теории цвета или психологическом и эмоциональном восприятии цвета человеком. Грамотное цветовое оформление гораздо больше, чем просто украшение. Именно цветовое решение в дизайне страниц способно сыграть решающую роль в достижении поставленных перед интернет-ресурсом целей путем коррекции восприятия пользователями веб-страниц.

В общем и целом теория цвета в веб-дизайне базируется на трех составляющих, открывающих бездну возможностей и широкое поле для экспериментов для дизайнера при разработке интерфейса:

Использование резко контрастирующих друг с другом цветов и оттенков позволяет подчеркивать остроту, пикантность, важность отдельных элементов или информации. Контрастные оттенки, то есть диаметрально противоположные, выбираются с помощью цветового круга. Для того, чтобы подобрать контрастирующую пару для того или иного оттенка, достаточно выбрать соответствующий сегмент на цветовом круге, после чего выбрать соответствующий сегмент на противоположной стороне.

Дополняющие цвета

Дополняющими являются цвета и оттенки, не конфликтующие друг с другом, а подчеркивающие, способные усилить эффект друг друга. Дополняющие цвета также подбираются по цветовому кругу. У каждого цвета существует 2 дополнения, расположенные до и после основного цвета, которым может выступить любой из шкалы. В качестве примера можно привести следующий: если основным цветом выбран лиловый, то дополняющими его цветами будут расположенный до него в круге розовый, и следующий после него голубой.

Возможно использование приемов игры на подборе цветовых и оттеночных сочетаний одной гаммы — яркой и теплой (например, желтый, оранжевый, красный и их оттенки) или холодной и темной (например, фиолетовый, голубой, зеленый и оттенки). Теплые яркие цвета, особенно в своем сочетании, эмоционально воспринимаются как энергетик, побуждают к действию, а холодные способны расслабить, успокоить, сосредоточить. То есть цвета одной гаммы резонируют друг с другом, усиливая эмоциональный эффект.

Цвет и эмоции

Давно доказан тот факт, что тот или иной цвет способен оказывать на человека определенное эмоционально-психологическое воздействие. Задачей веб-дизайнера представляется постижение и эффективное применение данного искусства влияния на пользователей сети путем создания необходимой атмосферы для конкретного сайта с помощью цветового оформления.

Однако в данной теории есть нюанс, который также стоит учитывать при разработке дизайна веб-страниц . Психологические особенности эмоционального восприятия цветов и их сочетаний в значительной мере зависят от особенностей культуры и менталитета. К счастью, таких культурных групп не много, и они крупные.

Для западной культуры свойственны следующие основные особенности эмоционального восприятия цветов.

Красный цвет

Красный — один из самых ярких, бросающихся в глаза, стимулирующих цветов палитры. Красный — это неприкрытый мощный энергетический заряд, способный мотивировать, принуждать, возбуждать.

Красный цвет эмоционально воспринимается как олицетворение молодости, силы, власти, важности.

Красный — отличный выбор, когда необходимо привлечь внимание, выделить важное, предупредить, побудить двигаться в необходимом направлении. Вместе с тем красный в неумеренных количествах может вызвать гиперстимуляцию, побудив агрессию, поэтому с количеством особенно ярких оттенков красного дизайнеру следует быть осторожным.

Оранжевый цвет

Достаточно яркий, заметный, окутывающий теплом оранжевый цвет, в зависимости от интенсивности оттенка способен вызывать у пользователя целую гамму эмоций.

Используемый в качестве основного в дизайне, оранжевый цвет стимулирует и подогревает интерес пользователя, оказывая бодрящий эффект.

Эмоциональная и ассоциативная окраска оранжевой гаммы следующая — это бодрость, энергия, радость, энтузиазм, движении, творчество.

Желтый цвет

Желтый, пожалуй, самый универсальный цвет палитры, ассоциирующийся со счастьем, солнцем, энтузиазмом, архаичностью (в его более темных спокойных оттенках). Желтый заряжает энергией, но мягко, одновременно создавая ощущение комфорта. Темные оттенки желтого и цвет золота вызывают любопытство, обеспечивают пользователю ощущение старины, стабильности, мудрости, дарят уверенность в авторитетности и профессионализме компании.

Зеленый цвет

Зеленый — довольно неординарный, сложный цвет с двояким характером синего и желтого. Вместе с тем, зеленый отличается и собственным ярким нравом, ассоциируясь с ростом, природой, открытием возможностей, а также темой финансов, успеха, изобилия (более темные насыщенные тона).

Сам по себе зеленый цвет выступает в палитре мостиком между холодной и теплой цветовой гаммой. Он одновременно обладает расслабляющим и умиротворяющим воздействием синих оттенков и энергичностью и теплотой желтого.

Синий цвет

Эмоциональная окраска синего существенно зависит от тона. Так светлые оттенки синего способны вызывать чувство спокойствия, открытости и безопасности, в то время как темные тона ассоциируются с надежностью, незыблемостью, опытом, которым можно доверять, и неким сплином. Это позволяет отнести синий цвет к универсальным цветам.

Фиолетовый цвет

Фиолетовый — цвет величия, роскоши, романтики, передаваемых светлыми оттенками, а также тайны и мистики, с которыми ассоциируются более темные насыщенные тона фиолетового. Так пурпурный оттенок вызывает эмоциональное ощущение атмосферы щедрости и богатства. От более нежного лавандового веет романтичностью.

Черный цвет

Черный — нейтральный, но очень сильный цвет, ассоциирующийся с изысканностью, сдержанностью, властью. Присутствуя на любом сайте и сочетаясь с другими цветами, черный способен вызывать разные или подчеркивать эмоции и ассоциации. Также черный может выступать доминирующим цветом в дизайне, однако опасность его чрезмерного использования состоит в том, что страница может ассоциироваться у посетителя со злом и нервозностью.

Умеренное использование черного для оформления отдельных блоков и элементов сайта создает у посетителей ресурса ощущение изысканности, лаконичности, минимализма, элегантности, стиля.

Белый цвет

Белый — традиционно считается цветом добродетели, чистоты, простоты. Отличный вариант для фона сайтов, выполненных в минималистическом дизайне.

Существенной особенностью, свойственной только белому цвету, выступает то, что белый наиболее выгодно и эффектно подчеркивает все остальные цвета, эмоционально резонируя с ними.

Серый цвет

Нейтральность серого не отменяет того эмоционального эффекта, на который он способен. Серый ассоциируется с формальностью, меланхолией, нейтральностью, грустью, сдержанностью.

Читать еще:  Что делать если кролик грызет деревянную клетку

Серый в различный его оттенках представляет собой удивительную игру белого и черного, дающую тот или иной интересный эффект. Кроме того, интересно смотрятся в дизайне несколько различных оттенков серого цвета, а сочетание серого с сочным ярким цветом палитры выглядит заметно, ярко, свежо и стильно.

Бежевый цвет

Бежевый цвет также можно отнести к нейтральным, так как сам по себе он довольно невыразительный и тусклый. Вместе с тем бежевый хорошо сочетается с другими цветами, принимая их характер, но позволяя разбавить общую картину, избежав чрезмерности и излишней насыщенности.

Бежевый хорош как в качестве фонового, так и в качестве второго цвета. Светлые тона бежевого смотрятся современно и свежо, более темные передают чувство традиционности и приземленности.

Цвет слоновой кости

Неординарный цвет в палитре от молочного до кремового способен передавать те же эмоции, что и белый, только придавая им больше мягкости. Цвет слоновой кости ассоциируется с простотой, элегантностью и комфортом, а в дизайне веб-страниц, используемый вместо белого, способен смягчать контраст между темными цветами.

Выбор цветовой гаммы

Дизайн любого сайта предполагает подбор цветовой гаммы, или сочетания цветов и тонов с целью достижения того или иного эмоционального подсознательного эффекта на посетителя. Существуют различные способы подбора цветов, однако наиболее эффективными, гармоничными и используемыми считаются триада, двойная комплиментарная система и выбор цветов-аналогов.

Триада

Триада, как следует из самого названия, представляет собой систему из 3 гармонирующих цветов. Выбор цветов осуществляется по цветовому кругу, содержащему 12 вариантов цветов, по принципу равностороннего треугольника. Это наиболее сбалансированная система, сочетающая в себе преимущества резонанса и эффекта дополнения без сложных контрастов.

Двойная комплиментарная система

Данная система предполагает использование уже 4-х цветов, также подбираемых по цветовому кругу. Из них 2 цвета контрастируют, и 2 выступают дополняющими. Найти гармоничный вариант воплощения такой гаммы на практике сложнее. Найти же цвета не сложно. Для этого необходимо выбрать первый цвет, а второй будет для него контрастным. Третий цвет будет расположен рядом с первым, выступая дополняющим. Четвертый — контрастным для третьего.

Цвета-аналоги

Это так называемая последовательная система, предполагающая выбор трех, как правило, дополняющих цветов по цветовому кругу. Сочетание цветов аналогов и игра на тонах позволяет экспериментировать с вызовом необходимого эмоционального эффекта у пользователей.

Цвет в интерьере: лучшие цвета и их сочетания

Фэн-шуй и теория цвета назначают определенную роль и значение каждому из основных цветов и некоторым оттенкам, составленным из двух цветов. Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый цвет в интерьере имеют свои особенности и способы встраивания в интерьер.

используйте цвета, чтобы создать интерьер, соответствующий вашим желаниям

Подобно теории фен-шуй, цветовая теория придает особое значение каждому цвету в оформлении интерьера. Теория цвета вдохновлена наблюдениями Гете, сформулированными в его Трактате о цветах.

Вкратце: в книге содержится понятийное описание «цветовой тени», «преломления» и «хроматической аберрации». В ней содержится информация о восприятии цвета в различных обстоятельствах, подкрепленная научными наблюдениями Исаака Ньютона. Интересы Гете были направлены на то, чтобы проанализировать восприятие цвета.

В этой статье мы расскажем вам немного больше о теории цвета и ее важности для оформления интерьера. Для этого мы рассмотрим шесть основных цветов, которые являются предметом теории декоративных цветов. Прокрутите вниз, чтобы узнать больше!

Цвет в интерьере — роль и значение красного цвета

Красный — это основной цвет. В то же время, это также очень яркий цвет. Он традиционно ассоциируется с цветом огня, крови и страсти. Благодаря этой символике он приобрел большое значение в литературе и живописи. Но это также важно, как декоративный цвет для интерьера! Многие исследования были направлены на изучение этого цвета.

Если говорить о красном цвете в целом, то исследования показали, что официант, одетый в красное, получает более высокие чаевые! Кроме того, команды, одетые в этот цвет, побеждают немного чаще, чем те, кто носит одежду других цветов. Таким образом, красный оказал влияние на наше сознание. И это касается как одежды, которую мы носим, так и отделки наших домов! Учитывая силу этого цвета в нашем мышлении и действии, неудивительно, что красный цвет также присутствует в наших жизненных пространствах. О применении красного цвета в интерьерах мы поговорим ниже.

Красный имеет доказанное влияние на наше сознание

Исследования показали, что люди с древних времен склонны использовать красный для росписи стен. Эта традиция может даже вернуть нас к эпохе палеолита. Различные оттенки красного декоративного цвета могут передавать разные эмоции и по-разному влиять на нас.

Слишком большое присутствие этого цвета в интерьере может отрицательно сказываться на нервной системе человека, приводить к переутомлению, депрессивному и стрессовому состоянию. Однако в ограниченном использовании в интерьере он может оказывать благоприятное воздействие. Обладая свойством заряжать энергией, организм человека приходит в тонус, вследствие чего активизируется работа организма.

При составлении дизайнерских проектов, рекомендуется использование красного цвета в роли дополнительного, не основного цвета. Он придаст интерьеру сочности и яркости красок. Дизайнерами особенно рекомендуется использование этого цвета в пространствах, где мы бодрствуем. Прихожая, кухня, гостиная — отличные варианты для применения.

Кроме того, оттенки красного также подходят для декора акцентной стены, которая привлекает внимание. Умеренное использование красной палитры всегда будет иметь преимущество, придавая вашему интерьеру современный вид. Вы можете комбинировать все оттенки этого декоративного цвета с белым или черным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector