0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как возникла идея озеленения

История ландшафтного дизайна

Все имеет свою историю. Искусство оформления территории садов, приусадебных участков и парков – не исключение. История ландшафтного дизайна длинна и многогранна и уходит своими корнями во времена древних цивилизаций.

Традиция по-особому оформлять садовую территорию присуща каждому народу, независимо от местонахождения на карте мира и времени существования на Земле.

Впервые понятие «ландшафтная архитектура» прозвучало в Соединенных Штатах Америки порядка двухсот лет тому назад. Однако, весь путь развития ландшафтного искусства, от момента появления до сегодняшнего дня, исчисляется столетиями.

Ландшафтный дизайн в древние времена

Еще в первобытные времена человек старался окружить себя прекрасным. Тогда для этого использовалось, то, что было под рукой. Чаще всего в качестве основного материала для декора применялся натуральный камень. Первые признаки ландшафтного дизайна можно увидеть в Древнем Египте и странах Ближнего Востока.

Египетское искусство тех времен наглядно демонстрирует не только фараонов и жрецов среди помпезных интерьеров и природы, но и очень грамотные ландшафтные проекты. Здесь можно увидеть аккуратные садовые аллеи, дорожки, декор из стекла и керамики, скульптуры, колонны. В более позднее время все это стало отличительными чертами древнегреческого стиля.

Если человек был очень богат и знатен, то вокруг его дома располагался роскошный сад. Сады состоятельных египтян украшало множество цветов: ландышей, роз, ирисов, лилий, лотосов и нимфей.

Древнеримское ландшафтное искусство отличалось лаконичностью, простотой форм и роскошью. Красивейшие фонтаны, гроты, прямые аллеи и помпезные бассейны – все это можно было наблюдать в ландшафтном дизайне Древнего Рима.

В эти же годы в городе Фивы возникло особое искусство по уходу за садом и приусадебной территорией. Большинство горожан сооружали на территории своих землевладений фонтаны и бассейны с плавучими обитателями. В декоре повсеместно применялась виноградная лоза, кустарники, цветущие розы различных видов и «зеленые беседки».

Жители Вавилона также имели свои предпочтения в ландшафтном дизайне. Основное место здесь было отведено высадке клумб на фоне густых зеленых кустарников. Вавилоняне были настоящими коллекционерами, которые привозили и высаживали в своих садах растения, привезенные из разных уголков света. При этом мастерам строительного дела удалось довести практически до совершенства местные системы орошения почвы.

Зачатки ландшафтного дизайна на территории Персии возникли во времена появления первых парковых зон. В них обитали различные животные, которых древние персы разводили для охоты. Чтобы сделать процесс охоты более приятным и комфортным, местные жители засаживали сады цветами и кустарниками, украшали фонтанами, клумбами и цветущими газонами. Именно в Персии впервые появились «живые изгороди». Они использовались не только для декора экстерьера, но и для зонирования территории. Чаще всего в садах древних персов произрастали тюльпаны, сирень и нарциссы.

История ландшафтного искусства в Азии

Порядка 3 тысяч лет тому назад в Китае начали появляться первые зачатки науки ландшафтного дизайна. Основное влияние на развитие искусства оформления приусадебных территорий оказала религия, особое мировоззрение и философия. В основе оформления любой территории лежала идея максимального единения с природой. Отдельно стоит упомянуть философию под названием Фэн-шуй, история которой началась 6 тысяч лет тому назад. Именно она привела к последующему формированию и развитию разных направлений ландшафтного дизайна в Китае.

История Японского ландшафтного искусства также уходит в глубокую древность. Она повсеместно пронизана философией буддизма и основными догмами японской религии. Японские сады стали воплощением сложности и многогранности. Они представляют собой относительно небольшой участок земли, который выступает символом мира. При этом сам человек находится рядом и стремится испытать максимальную гармонию и единение с природой и познать сущность бытия.

Стоит заметить, что в последние годы японский стиль в ландшафтном дизайне стал весьма популярен в европейских странах.

Невозможно обойти вниманием ландшафтное искусство в Индии. Роскошные дворцы окружали бассейны, цветочные клумбы из натурального камня и, конечно же, всемирно известные плавучие сады. Жители Индии со средним уровнем достатка предпочитали строить большие дома и ограждать их высоким забором, за которым насаживались плодовые деревья, кустарники и цветы.

Ландшафтный дизайн эпохи Возрождения

Особый рубеж в развитии ландшафтного дизайна. Именно в этот период времени во всем мире оформлению садов стали уделять особое повышенное внимание. В садах тех времен можно увидеть огромное великолепие искусственных водоемов, скульптур, редких видов деревьев и цветов. Пик развития науки ландшафтного оформления территории приходится на 19-20 века нашей эры. В этот период взор человека был обращен на поиски чего-то нового и более интересного для оформления садов, выращивание роскошных зеленых и цветущих насаждений. Активно предпринимались попытки удачно объединить в одну композицию архитектурный и ландшафтный дизайн.

Как видим, ландшафтный дизайн имеет долгую историю, которая уходит своими корнями в древние цивилизации и продолжает совершенствоваться и сегодня. А все потому, что каждый человек стремится окружать себя красотой и воплощать в жизнь самые смелые идеи и фантазии.

История развития ландшафтного дизайна

Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

Читать еще:  Какие существуют виды клумб возле дома

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании ландшафтный дизайн – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране.

Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

История развития ландшафтного дизайна

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

История ландшафтного дизайна. Фото 2

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями: нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.

Читать еще:  Жимолость активно используется в домашней косметологии

Как возникла идея озеленения

Горизонтальный, или партерный тип озеленения, как правило, применяется при благоустройстве площадок открытого типа. К такому типу можно отнести, например, газоны, цветники и клумбы. В качестве посадочного материала можно использовать однолетние и многолетние культуры. К многолетникам относятся практически все виды газонов. С помощью качественной газонной травы можно создать прекрасную площадку вокруг дома для отдыха как взрослых, так и детей. Однако стоит учесть, что разбивка газона – это не окончание работы. Газон требует постоянного ухода, стрижки, выравнивания, подсеивания травостоя

Цветочные композиции — завершающий этап в обустройстве ландшафта. Поэтому клумбы, цветники начинают разбивать, когда закончены остальные работы. Создание цветников — один из самых трудоёмких видов озеленения. Некоторые растения могут погибнуть, другие слишком сильно разрастись. Поэтому необходим постоянный уход и забота. Основная задача при уходе за цветником — это поддержание растений в хорошей форме, для того, чтобы его красота и гармония оставались неизменными.

Озеленение кровли.

Идея озеленения крыши возникла, скорее всего, в северной Европе, а именно в Скандинавии, Финляндии и России. В те далекие времена наши предки утепляли свои нехитрые жилища, обкладывая их кусочками мха и дерна. В России соломенные крыши покрывали дерном для предотвращения пожара, затем на этом дерне произрастала растительность. Наверное, это и было первое озеленение крыш.

Озеленение крыш — термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий. Подразумеваются растения, высаженные прямо в грунт — для этого между зелёным слоем и крышей помещается водонепроницаемый мембранный слой; также могут

использоваться дополнительные слои,

защищающие крышу от корней; дренаж, и системы полива. В английском языке ещё используется термин англ. Green roofs — «Зелёные крыши»; в связи с тенденцией связывать зелёный цвет с экологическими трендами в обществе. При этом высаживание растений в горшки, даже размещённые на крыше, не считается «зелёными крышами»

Озеленённые крыши поглощают дождевую воду (таким образом, снимая нагрузку с канализационных систем, и не давая относительно чистой дождевой воде смешаться со сточными водами), обеспечивают защиту от городского шума и от холода, а также защищают здания от перегрева в жару (что, кроме естественного повышения комфорта, значительно снижает затраты на кондиционирование, и в несколько раз продлевает жизнь самих крыш, спасая их от погодных воздействий). Кроме этого, «зеленые крыши» служат украшением городов и средой обитания городской фауны. Существует два вида озеленения городских крыш: интенсивное — условно можно назвать его «садом на крыше», и экстенсивное, при котором крыши покрываются относительно тонким слоем почвы, в который высаживается низкорослая растительность, не требующая специального ухода. Экстенсивные «зеленые крыши» практически автономны, и как следствие крайне незатратны в эксплуатации. Колебания температур на озелененной крыше мягче и составляют от -15°С; до +30°С. Единственное ограничение — это устойчивость конструкции кровли.

Обзор литературы

История озеленения

История озеленения начиналась как история садово-паркового искусства еще во времена первых цивилизаций. Садово-парковое искусство — это искусство создания садов, парков и др. озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства заключается в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, в объединении элементов природы и художественного творчества в единое целое.

Практика зелёного строительства включает: создание садов и парков, подбор растений для различных климатических и почвенных условий, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, площадками, скульптурой, посадку растений и уход за ними и т. д. Садово-парковое искусство выработало многообразные композиционные приёмы, которые условно можно свести к двум основным принципам: регулярному и пейзажному. Для первого характерна геометрическая композиция, для второго живописное размещение композиционных элементов, имитирующее естественный ландшафт.

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов Древнего Египта отличалась строгой регулярностью: центром композиции служило главное здание, а прямая аллея, соединявшая его со входом на участок, являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы [4].

В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады е Семирамиды в Вавилоне, 7 в. до н. э.).

В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (например, Гефестейон в Афинах, 2-я пол. 5 в. до н. э.), а иногда и центры городской жизни (например, афинскую агору). Уже в 5 в. до н. э. были распространены регулярные сады-герооны, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С 4-3 вв. до н. э. при жилых — домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых а являлось дерево, фонтан или отдельная скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом многих древнеримских градостроительных структур. Древнеримские сады, обычно окружённые колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитекурных форм; большую роль в древнеримском садово-парковом искусстве играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники; кроме скульптур и фонтанов, излюбленными малыми формами были лёгкие трельяжные изгороди, беседки и перголы, покрытые вьющимися растениями. Особенно типичными для древнеримского озеленения были садики перистилей (хорошо известные по раскопкам Помпей и Геркуланума), возникновение которых было тесно связано с растущей урбанизацией античного общества, обусловившей возросшую тягу к природной среде [3].

Читать еще:  Жимолость уход осенью обрезка

Исключительной изысканностью отличались средневековые сады арабских стран, Ирана, Средней Азии, обычно замкнутые со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам различных по фактуре и цвету растений (например, тёмного кипариса и ярко цветущего миндаля). На завоёванном арабами Иберийском полуострове в 8-12 вв. сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников.

Садово-парковое искусство мусульманских стран оказало значительное влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В садах и парках средневековых стран Дальнего Востока господствовали принципы свободной (или, пейзажной) композиции. Лежавшая в основе этих принципов идея вечной обновляемости природы в японских садах подчёркивалась не только прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, но и самим характером малых архит. форм, облик которых навевал ощущение неразрывной слитности их с естественной средой.

Сады европейского средневековья носили преимущественно утилитарный характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отд. декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками. Новый подъём садово-паркового искусства в европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио и др.) разработали приёмы разбивки регулярного сада, используя рельеф местности и как бы развивая композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Ренессансные приёмы озеленения получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итальянских вилл барокко. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции 17 в., воплотились в строго геометрической планировке регулярных («французских») парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале и др.). Такие сады и парки разбивались преимущественно на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец; перед ним располагались партеры, водоёмы и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные акценты вносили многочисленные скульптуры, в совокупности представлявшие собой проникнутую единым замыслом образную систему. В основе ряда парков «французского» типа лежала т. н. трёхлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы. Идеи А. Ленотра оказали и основополагающее воздействие на развитие европейского садово-паркового искусства 17 — 1-й пол. 18 вв.) [4].

В середине 18 в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные парки, в развитии которых важную роль сыграли философские идеи Просвещения, а также изучение искусства Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (архитектор Ч.Бриджмен, У. Кент, Л. Браун, У. Чеймберс), затем во Франции (архитектор Р. Л. Жирарден) и других странах Европы. В основе композиции пейзажных, а или «английских», парков лежал принцип творческой переработки мотивов естественной природы; партеры здесь сменяются лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы — озёрами и речками, строго ритмизованные по композиции посадки — отдельно стоящими — или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки — прихотливо вьющимися тропинками. Важное значение обрело последовательно проведённое в общей композиции и размещении отдельных растений представление о своеобразии художественных эффектов, связанных со сменой времён года. Менялся и характер садовой архитектуры: пейзажные парки изобиловали «романтическими» руинами, а также постройками, имитировавшими сельское жилище [2].

C середины 19 века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные (преимущественно пригородные) парки. Первоначально в них господствовали приёмы свободной, «английской» планировки, но к концу 19 в. мастера садово-паркового искусства (например, Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен в США) всё чаще сочетают элементы регулярного и ландшафтного построения. Однако в целом садово-парковое искусство конца 19 — начала 20 вв. переживает упадок, что сказывается в измельчении планировочных структур, вычурности цветочного оформления и малых форм архитектуры. Увлечение микрокомпозициями свойственно многим произведениям садово-паркового искусства 20 в., чему способствуют достижения в области селекции растений и дендрологии, позволяющие создавать построения типа японского сада, испано-мавританского патио, альпийской горки и т. д. независимо от конкретных природных условий. Стилистический эклектизм, свойственный садам такого рода, преодолевается в творчестве мастеров, стремящихся использовать в садово-парковом искусстве некоторые приёмы современного изобразительного искусства (бразилец Р. Бурле Маркс и др.).

В 20 в. появляются многочисленные новые объекты садово-паркового искусства (спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, «линейные» парки вдоль автодорог, национальные природные и исторические парки, сады на крышах, большие крытые сады с искусственным микроклиматом). Особенно актуальными становятся, в частности, проблемы создания больших городских парков для массового отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке, так называемый Амстердамский лес в Нидерландах и др.), сохранения или воссоздания естественных ландшафтов (успешно решённые, например, в застройке финских городов Лахти и Тапиола), восстановления отработанных территорий (осуществлённого, например, при разбивке парка Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащения пластических возможностей естественной пейзажной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и пр. [4].

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector