2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выбрать мотоблок

Бензиновый мотоблок: выбираем лучший помощник

Средства малой механизации для работы на приусадебном участке — это та техническая область, где всегда есть немалый спрос. Одним из наиболее удобных и универсальных устройств для различных сельскохозяйственных и уборочных работ является мотоблок. Сегодня купить мотоблок отечественного или китайского производства — не проблема, ассортимент очень широк. Однако для того, чтобы не переплатить лишнее или наоборот, не взять слишком слабый агрегат, нужно уделить выбору достаточно внимания.

Разновидности мотоблоков

Мотоблок — это двигатель небольшой мощности, который через трансмиссию имеет привод на колёса, насаженные на одну ось.

Для управления предусмотрены две рукоятки с кнопками и переключателями. Рабочее положение мотоблока — это когда оператор идёт за ним, удерживая за рукоятки. В некоторых устройствах предусмотрена возможность установки прицепа, что позволяет передвигаться на нём как на грузовом мотороллере с передним ведущим колесом.

О двигателе

Бензиновый двигатель применялся в мотоблоках с самого начала их внедрения в качестве машин малой механизации. Долгое время он был двухтактным, так как именно такой тип обеспечивал большую мощность и неприхотливость, а на повышенный шум и выхлоп тогда не обращали внимания. Сегодня на большинство устройств ставят четырёхтактные моторы — они тише работают, имеют больший ресурс, а также экономнее используют топливо. Почти во всех устройствах стоит по одному цилиндру. Только самые тяжёлые мотоблоки комплектуются двухцилиндровыми двигателями, что делает их ближе к мини-тракторам.

Тип передачи

Крутящий момент от двигателя к ведущим осям может передаваться с помощью различных типов передач:

  • Ременные и цепные. Самый часто встречающийся тип трансмиссии. Коленвал двигателя в таких моделях расположен обычно параллельно оси колёс. Для передачи крутящего момента служат шкивы с ремнём или же пара звёздочек с цепью. Иногда на ременную передачу ложится функция клиноременного вариатора — этот узел обычно понижает скорость вращения, но увеличивает тяговые возможности. Иногда вместо вала отбора мощности устанавливается двойной шкив.
  • Зубчато-червячные. Такая трансмиссия очень лёгкая и компактная, ставится обычно на слабые мотоблоки, предназначенные для использования в частном хозяйстве. Коленвал в них расположен вертикально, сцепление обычно автоматическое центробежное.
  • Зубчатые. Это классический тип, который обычно используется на полноразмерной технике вроде тракторов. Трансмиссия надёжная, но тяжёлая и материалоёмкая, стоит немало. Поэтому ставят её на тяжёлые пропашные мотоблоки, которые целесообразно использовать на большой площади.

Класс техники

Под классом мотоблока понимается его ориентированность на тот или иной вид работ, особенности конструкции и эксплуатации.

Сюда входят вес, мощность двигателя, возможность работать с различным навесным оборудованием. Условно все мотоблоки делят на лёгкие, средние и тяжёлые. Чем «тяжелее» техника (часто и в буквальном смысле), тем лучше она приспособлена к большим объёмам сложных работ. Также от класса зависят характеристики насадок и прицепов, например, фрез или плугов для вспашки или прополки.

Параметры, оптимизирующие работу

Для того, чтобы мотоблок был как можно более функциональным, его оснащают различными система и устройствами. Конечно, такие усовершенствования не могут быть самоцелью — лучше простой, но надёжный мотоблок с одной передачей и без реверса, чем агрегат, напичканный функциями, но который не берут в сервис по гарантии.

Количество скоростей

В простых устройствах скорость вообще одна — это дешевле, проще и меньше весит. В более продвинутых мотоблоках может быть 2 — 4 скорости. Особенно это удобно при езде с прицепом. Также все тяжёлые и много средних агрегатов имеют функцию реверса, то есть заднего хода.

Наличие вала отбора мощности

Этот элемент позволяет передавать крутящий момент двигателя на прицепное и навесное оборудование плуги, картофелекопалки, сеялки, молотилки, дровоколы, снегоочистители и множество других. Помимо собственно ВОМ, который выглядит как стержень с проточкой и шпонкой либо иным стыкующимся фиксирующим устройством, передача на насадки может быть ременной — обычно она используется для того вида оборудования, которое прикрепляется спереди мотоблока.

Лучшая модель малого класса

Лёгкий мотоблок — это замечательный агрегат, который придёт на помощь дачнику или коммерсанту, владеющему небольшим участком. Универсализм устройства здесь безусловный плюс, ведь с его помощью тогда можно будет выполнять множество различных операций.

Мобил К МКМ-3 ПРО MBK0018441 6.5 л.с.

Характеристики:

  • класс: легкий;
  • максимальная ширина обработки 105 см;
  • скорости: 2 вперед, 1 назад;
  • двигатель: Loncin G200FA;
  • тип редуктора: шестеренчато-цепной;
  • тип колес: из литой резины;
  • вес: 69 кг.

Несмотря на довольно скромные размеры и вес, это устройство, произведённое в городе Гагарин, отличается немалой мощностью, а также шириной обработки более метра.

С его помощью можно не только прополоть межрядье, вспахать землю, но и выкопать картофель, накачать воду или скосить траву.

Возможность прикрепить прицеп также есть. Колёса литые — с одной стороны, это менее практично и добавляет веса, с другой, позволяет не возиться с давлением в шинах и подбором внутренних камер. Шестерёнчато-цепной механизм не назовёшь дешёвым, однако он всё же дешевле зубчатого. Надёжность агрегата характеризуется как высокая.

ПлюсыМинусы
Возможность комплектации разными двигателямиЛитые колёса
Универсальность использованияВысокая цена
Надёжная работа

Отзыв

Артём Соколовский, 64 года, Самарская область:
Купил такой аппарат в хозяйство. Участок небольшой, поэтому изначально искал лёгкий мотоблок. Этот просто отличный: в отличие от китайских машин, это полноценный мотоблок: к нему огромное количество насадок можно подключить, ну и прицеп, само собой, сделал. Правда, и цена немалая, но она себя оправдывает.

Лучший средний вариант

Средние мотоблоки предназначены для широкого фронта работ. Вскапывать с их помощью землю фрезой на осях уже не получится — слишком большой вес. Зато и производительность с прицепным оборудованием будет больше, а глубина и ширина обработки вырастет.

CHAMPION BC9713 7 л.с.э

Характеристики:

  • класс: средний;
  • глубина культивирования 30 см;
  • максимальная ширина обработки 80 см;
  • коробка передач: механическая;
  • скорости: 2 вперед, 1 назад;
  • двигатель: Champion G210-1HK;
  • тип редуктора: шестеренчатый;
  • реверс;
  • вал отбора мощности;
  • тип колес: пневматические;
  • вес: 98 кг.

Честный китайский мотоблок, который не прикидывается продвинутым, зато и цена на него вполне умеренная. Комплектуется двигателем собственного изготовления (как известно, бензотехника Champion производится на материнских заводах полного цикла).

Мощности в 7 л. с. вполне хватает для работы на участке средних размеров. Несмотря на довольно солидный вес почти в 100 кг при вспашке мотоблок иногда начинает подпрыгивать, что решается навеской утяжелителей. Пневматические колёса и надёжный шестерёнчатый привод приближают его к профессиональным моделям.

ПлюсыМинусы
Хорошая сборкаМалая ширина пропашки
Низкая цена
Зубчатая трансмиссия

Отзыв

Михаил Варварин, 46 лет, Воронежская область:
Отличный мотоблок за смешные деньги. Понравился мне больше, чем российские. Российский производитель цены себе не сложит. Видимо, дорого у нас производить. А у китайцев таким объёмы, что они могут держать низкую цену. Всё, что надо есть. Мешок с цементом привязал впереди, «запряг» его в телегу и поехал. Дров на нём перевозил — не счесть, и все надворные постройки по кирпичику.

Лучший тяжёлый аппарат

Тяжёлая техника успешно применяется на тех участках, где не справится лёгкие и слабые устройства. Особенности конструкции, материалы и механизмы таких агрегатов позволяют им быть не только функциональными, но и надёжными.

GRASSHOPPER 188F 13.05 л.с.

Характеристики:

  • класс: тяжелый;
  • коробка передач: механическая;
  • скорости: 4 вперед, 2 назад;
  • двигатель: WEIMA 188F;
  • тип редуктора: шестеренчатый;
  • реверс;
  • вал отбора мощности;
  • тип колес: пневматические;
  • вес: 217 кг.

Белорусская сборка из иностранных комплектующих — можно сказать, что это Беларус премиум-класса. В качестве «сердца» аппарата используется двигатель Weima — китайская лицензионная копия мотора Honda. Вес устройства составляет 217 кг, что позволяет успешно работать даже по целине.

Зубчатая трансмиссия и вал отбора дают возможность работать практически с любым навесным и прицепным оборудованием. С прицепом можно доставлять значительное количество груза, особенно если утяжелить сам мотоблок для лучшего сцепления с дорогой. Скорость благодаря двум обычным и двум пониженным вполне приемлемая — 16 км/ч.

ПлюсыМинусы
Большая мощностьВысокая цена
Солидный вес
Хорошая коробка передач

Отзыв

Максим Леонидов, 41 год, Ставрополь:
Фермером себя назвать не могу, объёмы не те, но часть продукции овощей сдаю регулярно. Мясом торгую сам — в хозяйстве коровы и свиньи. Из овощей больше всего картофеля. Недавно с этим мотоблоком распахал участок под картошку, который до этого вообще стоял травой заросший — и ничего, справился отлично. То, что тяжёлый — это хорошо, не прыгает вообще.

Вывод

Покупка мотоблока значительно облегчает работу тех, кто постоянно трудится на участке. Благодаря высокой универсальности устройства спектр задач, выполняемых мотоблоком, довольно широк, что делает его актуальным не только для обработки земли.

Читайте также другие полезные статьи:

Видео-обзор мотоблока Champion BC9713

Как выбрать мотоблок

Запись дневника создана пользователем CaimanTeh, 31.03.16
Просмотров: 10.450

Поднятый в прошлом постинге вопрос определения термина «мотоблок» является очень важным при ответе на вопрос «Как выбрать мотоблок».

Если Вы пойдёте на поводу у снобов, считающих что настоящий мотоблок начинается только после определённого количества лошадей в двигателе, или килограмм массы, или скоростей в коробке, то велик шанс того, что через какое-то время окажется что вам не нужна насоветованная махина. У того кто убедил Вас в идее «всё что легче . кг это не мотоблок вовсе» может быть тяжёлая почва на участке, большой участок и большой гараж. И вообще, ну так сложилось, ну нужно ему было купить аппарат БОЛЬШОГО размера. Ну бывает так в жизни.

И тогда Вы скажите этому советчику что Вам бы и меньше хватило. Вон ваш сосед и косит, и возит, и снег убирает на машинке поменьше. А ему будет всё равно, для него главное самоутвердиться через размер техники.

У меня и у самого с размерами всё в порядке, поэтому я могу рассуждать спокойно и объективно.

Читать еще:  Ежевика садовая сорта описание

Итак, Вы определились, что хотите подключать активное навесное оборудование, а значит Вам нужен аппарат классифицируемые как «мотоблок».

Сейчас я буду рассказывать Вам о том, что не всегда «чем больше — тем лучше».

Как выбрать мощность двигателя мотоблока

Конечно же, когда Вы выбираете мотоблок, его нужно брать так что бы мощность была с запасом. Если не хотите быстро убить двигатель, то работать нужно на «номинальной» мощности, а не на «максимальной».

Однако, нужно помнить, что с увеличением мощности, неизбежно увеличивается и рабочий объём цилиндра. А чем больше объём цилиндра, тем сложнее запускать двигатель. Ведь делать это придётся своими руками.

Кто будет дёргать за стартер?
Хватит ли ему сил и здоровья?

Несомненно, мы все любим двигатели Subaru за их качество и надёжность. Они классные, они уверенно заводятся с первого рывка, но что бы его завести, нужно дёрнуть за шнур стартера. Хорошо так дёрнуть. Уверенно.

И вот перед Вами выбор: 404 кубика у мотоблока Caiman 340 или 169 кубиков у мотоблока Caiman VARIO 60S. Вы точно будете часто использовать всю мощность 404 кубиков? Потому что проворачивать поршень такого размера Вы будете каждый раз.

Как выбрать вес мотоблока

Конечно же, Вам скажут что чем мотоблок тяжелее, тем уверенней он идёт. Лучше сцепление с почвой, меньше пробуксовок. Уверенней врубается в сугроб. Может тянуть плуг большего размера.

Однако, у меня вопросы:

  • у Вас есть где хранить большой мотоблока?
  • Вы будете хранить мотоблок рядом с местом работы или привозить его на машине?
  • Вы будете работать в чистом поле или в огороде где есть грядки и тропинки?
  • у Вас хватит сил провести тяжёлый мотоблок на транспортировочном колесе по всем кочкам?

Если обрабатывается плотно освоенный участок, то не везде можно пробежаться на фрезах — там грязку зацепил, тут плитку на дорожке покоцал, и во-о-о-н тянется полоса взрытого газонного покрытия.

Таким образом, большой вес, как и большая мощность, могут быть нужны не всегда, но если они есть — наслаждаться плюсами и минусами придётся постоянно.

К счастью, вес можно добавить. Если Вы решили пахать тяжёлую почву большим плугом, то на колёса устанавливаются утяжелители, на нос — противовес, сзади на сцепку — плуг. И вот уже, вместо 60-70 килограмм, у Вас мотоблок суммарным весом больше центнера.

Конечно же, утяжелители и противовес нужно будет устанавливать и вообще они денег стоят. Но сегодня Вам нужен центнер которые ездит на колёсах, а завтра — 70 кило с фрезами и лавирование по дорожкам на переднем колёсике.

Кстати, это одна из причин, по которым люди берут себе не мотоблоки, а мотокультиваторы. Как правило, мотокультиваторы легче и меньше по размерам. И если ни снег убирать не надо, ни траву косить, то компактный мотокультиватор и в багажнике универсала возить можно, и по дорожкам перегонять, без риска повредить грядки или плитку.

Ещё про вес и правильность терминологии

Извините, но я снова про передний противовес, ошибочно считаемый «утяжелителем».

Разница в терминах порождает проблему в использовании. Если у мотоблоков с ВОМ плуг цепляется на вал отбора мощности и уравновешивается двигателем, то у мотоблоков со шкивом может понадобиться дополнительно уравновешивать плуг.

Может не понадобиться, потому что модели мотоблоков Caiman Vario и Caiman Quatro Max имеют центр тяжести вынесенный вперёд, и двигатель может уравновесить небольшой плуг или окучник. Но если плуг большой, то без переднего противовеса не обойтись.

Нужно это по очень простой причине — при вспашке в конце борозды нужно вынуть плуг из земли и развернуть мотоблок. Для этого нужно руками потянуть за рукоятки и держать плуг на весу всё время совершения разворота. И выбор простой: удерживать весь вес плуга своими руками или же компенсировать часть веса передним противовесом.

На видео видно часть это процесса — что бы перевернуть оборотный плуг я поднимаю его и удерживаю на весу руками.

Вот на этом видео — разворот того же комплекта. И снова, плуг держится руками на весу.

Важным последствием того, что груз спереди является противовесом, а не утяжелителем, является осознание возможности НАСТРОЙКИ ПЕРЕДНЕГО ПРОТИВОВЕСА. Двигая груз вперёд-назад, можно изменять плечо рычага и, тем самым, компенсируя больший или меньший вес оборудования на сцепке.

Я слышал рассуждения о том, что передний «утяжелитель» не используют из-за боязни повредить раму или корпус цепного редуктора. Это разумно, но не для всех производителей. Если боитесь, что рама или редактор мотоблока не выдержат передний противовес или тяжёлый оборотный плуг, то берите Caiman. Там и рама и редукутор крепкие. Им не только передний противовес ничего не повредит, но и если на него ж. й сесть — выдержит. Бак можете помять, решётку оторвать и задницу обжечь. И вообще, это против техники безопасности. Но рама и редуктор выдержат, они у нас крепкие.

Навесное оборудование для мотоблоков

Переходим к самому интересному — типу подключения активного навесного оборудования. На первый взгляд может показаться, что где-то есть граница между истинными мотоблоками с «тракторной коробкой» и «перекультиваторами» с ремнями. И что всё что до этой границы имеет слабый двигатель, а вот всё что после — мощный. Такой вывод был бы ошибкой. В мире существует много разных мотоблоков с различными свойствами. Даже на российском рынке есть модели в ВОМ на которые установлен двигатель с меньшей кубатурой чем у Caiman Quatro Max или Caiman Vario 70S.

Поэтому, от разницы в мощности перейдём к реальной разнице. А разница существенная.

Вот так выглядит вал отбора мощности (ВОМ) у мотоблока Caiman 330

В нём нет проскальзывания — его фрезы будут продолжать молотить даже на самых тяжёлых почвах, а шнек снегоуборщика не спасует перед плотным сугробом.
Если Вы установите на этот мотоблок быстросъёмный адаптер, то снятие и установка активного навесного оборудования будет занимать считанные секунды.

Это очень удобный, надёжный и эффективный тип подключения активного навесного оборудования, но как всегда есть «но».

Этот узел требует, что бы на навесном оборудовании был соответствующий ему вал. Должны совпадать размеры и количество шлицев. Этот узел более металлоёмкий и требует более дорогих и износостойких материалов, чем простой шкив на который накидывают ремень. ( А теперь представьте, что Вы решили своими руками сделать навесной снегоуборщик, или косилку. Где Вы возьмёте ответную часть ВОМ? )

В силу этих и других моментов, навесное оборудование для мотоблоков с ВОМ является более дорогим чем навесное оборудование для мотоблоков с дополнительным шкивом.

Самая большая разница в навесных снегоотбрасывателях для мотоблока — снегоотбрасыватели одного и того же размера различаются по цене в полтора-два раза. Те которые с ВОМ — дороже. Да, они круче, но сильно дороже.

Косилка типа «Терминатор» для мотоблоков с ВОМ на треть дороже косилки для мотоблоков со шкивом. Косилка «Заря» — дороже на 20%-25%. А вот они по функционалу друг от друга не отличаются.

Вот навесные щётки для мотоблоков, да — стоят примерно одинаково, в силу особенностей их конструкции.

Уверены ли Вы, что переплата за большую надёжность и эффективность себя оправдает?

По хорошему, тут должен бы был быть рассказ о том, что мотоблоки с ВОМ как правило с низким расположением двигателя, и не опрокидываются даже при больших наклонах вбок. А вот мотоблоки со шкивом, имеют высоко расположенный двигатель и если колёса посажены близко, то при вспашке мотоблок можно уронить на бок. Но тогда бы мне пришлось рассказывать о том что мотоблоки Caiman этой болезни не подвержены, у них двигатель находится ниже чем у конкурентов, редуктор уже и т.д. и т.п. Так что завалить их на бок можно лишь при очень большом желании, в отличии от.

Но геометрия и боковая устойчивость это вообще тема для отдельной большой беседы. Я же остановлюсь на вопросе о том какие есть средства для изменения ширины колеи у мотоблока. Это универсальные способы и работают они как для мотоблоков с ВОМ, так и для мотоблоков со шкивом и даже для мотокультиваторов.

Эти методы годятся как для симметричной расстановки обоих колёс в стороны, так и для несимметричной схемы. Это может пригодиться и для устойчивости в колее, и для установки необходимой ширины междурядий при вспашке или окучивании.

1) Дополнительные полуоси (удлинители полуосей мотоблока)

Тут всё просто: из редуктора мотоблока выходит ось, на которую надевается полуось со ступицей. И точно так же как наращивается блок фрез, можно нарастить полуоси колёс — просто добавив ещё одну трубку.

В случае если мотоблок не имеет встроенных дифференциалов, можно использовать удлинители с полудифференциальными ступицами. (На фото выше как раз они и есть.)

2) Перемещение колеса вдоль полуоси

При этом способе изменения ширины колеи, полуоси имеют несколько отверстий по длине, а колесо насажено на полуоси так что свободно по ним ходит вправо-влево. Закрепляя колесо шпильками на разных отверстиях в полуосях можно добиться разной ширины колеи.

3) Несимметричные диски или переставляемые ступицы

Если центральная часть пневмоколеса или металлического грунтозацепа расположена не точно посередине обода, то меняя колёса местами можно изменять ширину колеи на несколько сантиметров. У этого способа есть хитрый вариант.

На колёсах мотоблока Caiman 340 есть два набора ушек, расположенных на разной глубине. К каждому набору ушек, ступица может быть привинчена в двух разных положениях. Итого, просто перепривинчивая ступицу к ушкам на ободе колеса, можно получить 4 разных длины для каждого колеса.

Читать еще:  Декоративное оформление проходов и патио

Я влюблён в эти колёса и мечтаю как нибудь снять видео о том насколько можно изменить ширину колеи таким образом.

Количество скоростей мотоблока

Закрываю свой рассказ вопросом про количество скоростей. Слушайте, но это же точно так же как у автомобилей. У одного 4, у другого 5, у третьего 6. И у всех эти скорости разные. А есть ещё другие у которых тоже вроде бы 4, 5 или 6, но в коробке другие передаточные числа. То есть, вроде бы и тут 5 и там 5, но это разные 5 скоростей. И кто-то всегда будет недоволен. Там третья слишком быстрая, тут 5 слишком медленная.

Вон у Caiman 330 — 3 скорости вперёд и 2 назад, а у мотоблока Caiman Quatro Max — 2 вперёд и 1 одна назад в редукторе + заводской ременный ходоуменьшитель. Выходит, у Caiman Quatro Max — 4 скорости вперёд и 2 назад, а это больше чем у Caiman 330.

Вот такая вот странная арифметика выходит, если зацикливаться на количестве скоростей, не учитывая множество других факторов

Внимательный читатель заметит, что в качестве примеров мотоблоков выбраны мотоблоки одного и того же бренда — Caiman. Это сделано намеренно, что бы не возникло подозрений о том, что я отговариваю покупать тяжёлые мотоблоки с ВОМ и всех заманиваю брать Caiman Vario. Не заманиваю.

Мне главное что бы потребители были счастливы. И не важно будут они счастливы с мотоблоком Caiman или же выберут Pubert или MasterYard.

Выбирайте тот мотоблок который нужен именно Вам.
Будьте с ним счастливы
Успехов в сельхозработах.

Losiash62 › Блог › Выбираем мотоблок, или 30 лет эволюции впустую.

Здравствуйте! Хоть сайт Д2 и посвящен автомобилям, в блогах пользователей чего только не найти. Будете удивлены и не раз, но я исчерпывающей информации по мотоблокам так и не нашел. Форумы колхозников и фермеров, — э то долго и безрезультатно, а типовые статьи от копирайтеров — «как выбрать и купить мотоблок» не вызывали доверия ибо они дичь! (Друзья, я понимаю что тема эта скучная, и далека от интересных статей драйв2, но тем кто осилит весь текст, в конце публикации бонус!).

В первом случае, на тематических форумах, тебя начинают грузить, сколько у кого поголовье поросят в этом году, и пытаются выведать, а как у тебя с урожаем в прошлом. А интернет публикации на заказные темы выдают себя с первых строк, поскольку начинают откровенно «лить воду» набивая себе стоимость статьи, и рассказывая все от сотворения мира и до сегодняшнего дня. Причем, что обидно, мне, как любителю своего писательского дела, и инженера по образованию, так это откровенные технические ляпы в подобных публикациях. Более того, пытаясь хоть как то найти полезную инфу, уже через пол часа листания сети голова идет кругом. В общем тоже не вариант.

Поэтому по крупицам я собрал, воедино, то немногое что нашел в сети, отсмотрел на ютубе, и в чем имею практический многолетний опыт. Было решено излить сии потуги на страницы личного блога. Ведь проблема есть, а вот решений не много. Вдруг кому потребуется подобного рода информация, я буду рад, если смогу помочь.

Итак, с момента изобретения двигателя человек его стремился куда-нибудь пристроить. В некоторых случаях, это «куда-нибудь» выглядело противоречиво и необычно, но в сущности свою работу выполняло, и расползалось по миру миллионными тиражами.
Первый патент на мотоблок был выдан в Германии, аж в 1912 году. Изобретателями сего чуда и патентообладателями принято считать Конрада Фон Мейенбурга, и компанию Сименс-Шуккертверке. Они производили авиамоторы, самобеглые коляски, сельхоз технику и бытовую технику. В сущност, и с тех пор то ничего и не изменилось. Фактически это переднеприводный модуль он же ведущие колеса. В СССР их называли одноосный трактор, или пешеходный трактор.

Причем стоит сразу расставить точки над И и определить что есть мотоблок, а что есть мотокультиватор.
Если он изначально только под фрезерование и без колес, то это культиватор. Например самый распространенный мотокультиватор —«Крот». А вот если это колесная техника, способная тащить плуг, или прицеп, или еще какую навеску, но при этом допускает замену колес на фрезы и осуществляет фрезерование, то это есть мотоблок.
Причем хоть первый мотоблок и изготовили в СССР только в 1948 году где то в Перьми, термин «Мотоблок» начал использоваться только с 80х годов. Когда различные КБ и НИИ начали усиленно обеспечивать промышленной подобной малой механизацией.
Все мотоблоки делятся на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Если первые две категории в составе своем имеют только двигатель и трансмиссию, то в последних двух уже может быть и вал отбора мощности, или простенький шестеренчатый насос для гидравлики.
По понятным причинам типовой площади в 6 соток большинства горожан, самые распространенные мотоблоки это легкие и средние. Тяжелые, это излишне громоздко, в жигули не влезет, и разогнаться негде.
В общем, мой выбор, как и большинства Россиян, лег в сторону среднего класса мотоблоков. Н оказалось все не так просто.

Предыстория. В нашей семье с ранних 90х, живет и здравствует мотоблок «Каскад». Ранний, с капотом и фальш-фарой. Загляденье!

Красивого желтого цвета, с красным редуктором, и зубастыми колесами. Ему более 25 лет, и 10 лет назад он пережил операцию по замене карбюратора, пускача, а потом и мотора на китайский лифан (всборе), а пятью годами ранее замене подверглись детали трансмиссии. Причем стоит отметить, что переходных пластин не было, и все состыковки делались на коленке. Только потом интенсивно пошли в продажу мотоблоки с уже установленными китайскими и американскими моторами. Жаль, что пришлось отказаться от фальш-капота и фары, но что есть, то есть. Время обломало его гонор, обруталился, покрылся ржавчинкой, и одеревенел. Работал он не покладая фрез, на всех огородах нашей семьи, подчас вгрызаясь в целинные земли, и борясь с корнями деревьев.

Из полезных опций, которые он обрел за это время, отмечу только систему Круиз-контроля, в виде проволочки согнутой кольцом, которая фиксирует рычаг сцепления, и держит его нажатым. Сильно помогало на больших огородах, и легко сдергивается, если рука соскользнет. Почему об этой опции додумались только на 15ый год владения, не спрашивайте. Просто берите и пользуйтесь нашей идеей)))

Так вот. Имея достаточный опыт в общении с подобной техникой, потребовался новый мотоблок в другую деревню, и я начал мониторить рынок.
Рынок мотоблоков России сейчас это помесь совковых разработок и китайских технологий. Ничего путного не изобрели с времен распада совка.
Первый кандидат конечно для меня лично это мотоблок «Каскад» но их перестали производить и новый уже не купить. Двигатель в стандарте на каскаде ДМ-1, с жигулевским поршнем, нижними клапанами совершенно отвратительным приводом ГРМ и смазкой. Мне этот мотор запомнился плохим запуском, завести его было не просто, из за этого часто ломался пускач. К слову, именно шестерня привода грм и слизалась от времени.
Мотоблок «Каскад» это модернизированный мотоблок Луч. А «Луч» это детище пермского авиационного моторостроительного завода.(Меня всегда поражало, как мы на одном заводе делаем и ракеты и трактора с половниками) Дальнейшая модернизация «Каскада» это мотоблок «Ока».

Хотя в сущности от Луча до Каскада я не нашел изменений в конструктиве (может плохо искал). Модернезировался только цвет, и немного компоновка.
У этих мотоблоков редуктор выполнен по цепной схеме, сам корпус редуктора штампованный, стальной. Игольчатые подшипники первичного вала и обычные подшипники внизу на полуосях, закрытые манжетами.

Двигатели с этой трансмиссией от 6-8 л.с. Сейчас, для извращенцев и мазохистов еще производят бм-1, а для приличных и воспитанных граждан давно ставят Лифаны и Бригс энд Стратоны. Первые восходят к идеологии самого распространенного мотора Хонды, переписанной Китаем на новый лад, а вторые для меня темная лошадка. Но подозреваю, что восточные корни присутствуют и там. Привод сцепления рычажный с клиноременной передачей. 2 скорости вперед и две назад. Переключения пипкой на самом редукторе.

В общем, с Каскадом, Лучем, и Окой все понятно. Проверенная классика мотоблокостроения, простая и распространенная. Никаких инноваций, а может оно и к лучшему. Начинаю смотреть, что есть еще.

Ярко-голубые с белым мотоблоки «Нева» давно примелькались на садовых участках. Двигатели тут от Субарей, жаль не оппозитных, и до китайщины. Присмотрелся к мотоблоку «Нева».

Первый мотоблок Петербургского завода сошел с конвейера в 1984 году. Ранее завод выпускал моторы, еще раньше армейские подрывные машины и мотоциклы. А так же трансмиссии к Фордзон-Путиловец.
Вроде бы все тоже самое, и редуктор цепной, иногда правда есть и шестеренчатый. Но, во первых, расстроило что он из «авиационного металла», а во вторых, собран на бронзовых втулках. Прочитал много отзывов, и совершенно расстроился.

Как выбрать мотоблок

Имея дачу хочется разбить небольшой огород, чтобы получать свежие овощи и фрукты на свой стол. Некоторым это может настолько понравиться, что они начинают увеличивать площадь обрабатываемой земли, в связи с чем растет и объем работ на ней. На большом приусадебном участке не обойтись без мотоблока. С его помощью можно разработать целину, посадить зерно и семена, обработать почву и собрать урожай. Чтобы правильно выбрать эту садовую технику, необходимо понимать соответствие возможностей и массы оборудования виду почвы, выращиваемой культуре и обрабатываемой площади. Статья как раз поможет стать мини экспертом в этой области.

Лучшие производители мотоблоков — какую фирму выбрать

Чтобы быстро купить качественный мотоблок, рекомендуем обратиться к списку проверенных производителей:

Читать еще:  Как сделать декоративную клетку своими руками

Но выполняемые ими задачи могут настолько разниться, что стоит прочитать рейтинг лучших мотоблоков от этих фирм, чтобы увидеть их предназначение и особенности. Если же хочется разобраться во всем самому и подобрать каждый параметр отдельно, то материал ниже как раз для этого.

Принцип работы и устройство мотоблока

Мотоблок представляет собой компактную садовую технику, которую можно сравнить с мини трактором. Он имеет два колеса, и иногда комплектуется третьим, для устойчивости. Часто его используют для обработки больших площадей, где человеческих усилий недостаточно или это затратно по времени.

Садово-огородный агрегат способен:

1. Распахивать целину;

2. Перемалывать глыбы грунта;

4. Окучивать ростки;

5. Копать и сажать корнеплоды;

6. Подготавливать землю под сеяние.

В другое время эта техника применяется для стрижки газонов, уборки снега, перемалывании мусора, в виде тягача на небольшом прицепе.

Принцип работы заключается в передаче крутящего момента от двигателя к шасси. Дополнительно возможен запуск вращающихся механизмов на присоединяемой насадке. Управление осуществляется рукоятками, на которых имеются рычаги газа, сцепления и переключения скоростей.

В состав мотоблока входят:

2. Шасси (два или три);

3. Двигатель (бензиновый или дизельный);

4. Топливный бак;

5. КПП или редуктор;

6. Узел передачи крутящего момента;

8. Навеска для подсоединения приспособлений;

9. Рычаги управления.

Виды мотоблоков

Легкие мотоблоки

Сегмент представлен устройствами массой до 80 кг. Часто это бензиновые модели, которые хорошо подходят для ухода за участком размерами 15 соток и мягким грунтом. Их удобно транспортировать на дачу в машине.

Достоинства:

  • достаточный выбор моделей по глубине культивирования;
  • ширина обработки составляет от 60 до 90 см;
  • наличие задней передачи;
  • компактные размеры;
  • тихая работа двигателя;
  • невысокая вибрация.

Недостатки:

  • повышенный расход топлива;
  • ременное сцепление быстрее изнашивается;
  • не пригодны на больших площадях.

Средние мотоблоки

Модели массой 80-100 кг укомплектовываются как бензиновыми, так и дизельными моторами. Рассчитаны на посев зерновых в полях, пашку больших участков (30-100 соток) и перевоз урожая в прицепе.

Достоинства:

  • приемлемая стоимость;
  • двигатели в диапазоне 5-7 л.с.;
  • цепные редукторы легко чинить;
  • большое количество передач;
  • вместительные топливные баки;
  • сочетание с разнообразными насадками.

Недостатки:

  • громкая работа;
  • буксует на целине.

Тяжелые мотоблоки

Устройства от 100 кг, предназначенные для работы на твердом грунте (глина, камни) или разработке целины. Активно используются для транспортировки урожая и других грузов в прицепе. Выпускаются только дизельные версии. Часто применяются в коммерческом использовании (работа по найму, выращивание культур в особо крупных объемах).

Достоинства:

  • подходит для разработки целины;
  • легко транспортирует тяжелые грузы;
  • некоторые модели имеют прикрепленное сиденье;
  • объемный топливный бак;
  • скорость передвижения до 18 км/ч;
  • мощный дизельный мотор;
  • заводится от электростартера.

Недостатки:

  • громкая работа;
  • дорогой ремонт;
  • высокая стоимость.

Параметры выбора мотоблока

Мощность

Этот параметр варьирует от 3 до 9 л.с. Он напрямую влияет на производительность агрегата и его пригодность для сложных условий.

1. Чтобы обрабатывать небольшой участок 10-20 соток около дома, достаточно малолитражной модели на 3-4 л.с.

2. На просторном поле в 1 Га потребуется производительный мотоблок в 5-6 л.с.

3. Если грунт очень твердый, а площадь огромная, то стоит покупать только мощные аппараты на 7-9 л.с. Эту же величину выбирают при продолжительной работе по времени (коммерческое использование, вспашка огородов по найму на протяжении сезона весна-осень).

Возможность передачи крутящего момента навесному оборудованию

Этой функцией обладают не все мотоблоки, и ее наличие удорожает стоимость конструкции. Суть заключается не только в передвижении аппарата по грунту с волочением прицепного плуга или иной насадки, но и в отдельном вале или шкиве, который передает крутящий момент на вращающиеся насадки навесного оборудования.

1. Это окажется практичным при мелком перемалывании грунта (плуг поднимает глыбы, а соседние диски их измельчают), использовании мотоблока для скоса травы (к валу подсоединяется косилка с ножами), применении техники для чистки снега зимой (при взаимодействии с круглой насадкой и лопастями или щетками), для перемалывания огородного мусора и удобрения почвы (стебли растений, корни).

2. Если же планируется лишь пахать, бороновать, окучивать и выкапывать, то в передаче крутящего момента на подвесное оборудование нет необходимости. Не пригодится это и в случае использования мотоблока с прицепом для перевозки урожая с поля в дом.

Емкость бака

В зависимости от модели существуют аппараты вместимостью 3-8 литров. Примерный расход топлива у этой садовой техники составляет 1 литр в час.

1. Модель с небольшим баком позволит трудиться на протяжении трех часов. Если это небольшой участок рядом с домом, то топлива хватит с лихвой.

2. Для работы в поле трех часов может не хватить, что потребует возить с собой дополнительную канистру с бензином. Это не очень удобно, ведь размер самого поля может достигать более гектара, и если агрегат заглохнет на другом конце, то поход за канистрой отнимет много времени. Здесь покупают модели с баком на 6-8 литров.

Сцепление и редуктор

Чтобы передавать крутящий момент от двигателя к колесам, требуется сцепление и коробка передач или редуктор, понижающий обороты до требуемых значений. Сцепление в мотоблоках бывает дисковым или ременным. Редукторы существуют цепные и шестеренчатые.

1. Устройства с ременным сцеплением подойдут для вспашки обычного чернозема без примесей глины. Можно отметить, что обслуживание и ремонт ремней и цепей обходится очень дешево, но такие узлы могут давать пробуксовку на твердом грунте и быстрее изнашиваются.

2. Модели с дисковым сцеплением и шестеренчатым редуктором служат более долго и позволяют плавно трогаться с места. Это применимо для коммерческого использования мотоблока (вспашка разнородных участков почвы по найму) и перевозки грузов в прицепе.

Глубина вспашки

Разные мотоблоки способны поднимать грунт с глубины от 25 до 35 см.

1. Если толщина плодородного слоя небольшая (20 см), то выворачивая на поверхность глину, можно ухудшить состояние почвы и снизить урожай. Еще это связано с выращиваемой культурой. Для пшеницы достаточно неглубокой посадки в 10-15 см. Поэтому в вышеописанных ситуациях, значения 25 см будет достаточно.

2. Если же чернозем имеет толстый слой и в него сажается картофель, то можно покупать мотоблок с глубиной вспашки 30-35 см. Это позволит насытить землю кислородом, удалить лишнюю влагу и разместить клубни на достаточном уровне, чтобы они питались водой от корневой системы и были защищены от солнца.

Тип двигателя

1. Бензиновые модели отличаются меньшим шумом и вибрациями. Они хорошо и быстро работают, но имеют повышенный расход топлива. Их целесообразно покупать для ухода за небольшим участком рядом с домом, и для легкой ухоженной почвы.

2. Дизельные агрегаты очень выносливы и отличаются хорошей тягой на низких оборотах. Расход солярки гораздо экономичнее бензиновых устройств. Но это вызывает повышенный уровень шума и вибраций. Такие модели подходят для работы в поле на просторных огородах.

Ширина вспашки

Величина, обозначающая максимальный захват по ширине при проходе аппаратом за один раз.

1. Показатели 60-70 см удобны для небольшого огорода на даче или узких полос (вдоль забора, между другими культурами).

2. Модели с шириной вспашки 80-130 см удобны для больших полей и коммерческого использования.

Скорости

Существует несколько вариантов обустройства мотоблока скоростями:

1. Две передние и одна задняя;

2. Две в обе стороны;

3. Четыре передних и две задних.

Наличие большого числа скоростей пригодится при разнородной почве (местами мягкая, местами очень твердая). Еще это важно для уборки снега, перевозки грузов в прицепе. Задняя трансмиссия нужна в узких участках, где нет возможности развернуться.

Масса

Агрегатывесом 60-80 кг подойдут для дачи с ухоженным участком, который каждый год перекапывался.

1. Чтобы разработать целину пригодится тяжелый аппарат в 90-110 кг, который хорошо проработает поверхность и вывернет глыбы. У

2. стройства в 120-140 кг можно применять преимущественно для перевозки прицепов и большого урожая или на очень твердых почвах, т. к. сам мотоблок будет ее утрамбовывать.

3. При частой транспортировке садовой техники с места на место при помощи другого вида транспорта желательно покупать легкие модели в 60-80 кг.

Электростартер

Позволяет быстро запустить вращение мотора находясь у рычагов управления и сразу приступить к работе. Удобная функция, если требуется делать частые остановки и перерывы в работе (узкие полосы обрабатываемой земли, переход с участка на участок).

Какой мотоблок выбрать

1. Для дачи с небольшим участком около 15 соток пригодится аппарат на бензине, массой 60-70 кг, шириной вспашки 60 см и глубиной 25 см. Подойдет ременная передача. Мощность 3-4 л.с.

2. Для твердого грунта, где преобладает глинистый слой, потребуется дизельная версия, мощностью 6 л.с., дисковым сцеплением и КПП на 2 передние и 1 заднюю скорости. Масса аппарата желательна от 80 кг.

3. Засевать большие по площади поля пшеницей удобно с мотоблоком на 5-6 л.с., бензиновым мотором, шириной вспашки 110 см и глубиной 25 см. Пригодится наличие четырех передних скоростей и бак объемом 6-8 литров. Масса техники желательна 70-80 кг.

4. Для коммерческого универсального использования (работа с землей, перевозка грузов) нужен дизельный агрегат на 8-9 л.с., массой от 100 кг, баком на 8 литров, дисковым сцеплением и четырьмя передними передачами. Ширина вспахивания 120 см, а глубина до 35 см.

Сколько стоит мотоблок

1. Для дачи и малой площади мотоблок обойдется в 19000-22000 руб.

2. Чтобы справляться с твердым грунтом потребуется заплатить 58000 руб.

3. Посев зерновых на поле нуждается в устройстве за 30000-40000 руб.

4. Универсальная техника с широкими возможностями для коммерческой деятельности

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector