1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История топиарных садов

Топиарные сады — один из древнейших видов садового искусства

Топиарный сад — это сад живых форм, сад, в котором растениям искусственным образом придаются разнообразные геометрические формы, формы архитектурных сооружений — бордюров, стен, арок, мостов и т.д., а также любые другие формы — например, формы птиц, животных, людей или сказочных существ. Для создания топиарных садов используются кустарники и деревья, хорошо переносящие стрижку — например, самшит, тисс, можжевельник, лавр благородный, граб, бирючину, биот, липу мелколистную, тую, барбарис, бук и оливу.

Искусство фигурной стрижки садовых растений зародилось в Римской империи, в саду императора Юлия Цезаря. В известном труде Плиния старшего «Естественная история» заслуга создания первого аккуратно подстриженного дерева приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Цезарю такое новшество очень понравилось, и мода на топиарии быстро распространилась по садам римских аристократов.

После падения Римской империи эстетика топиарных садов пришла в упадок. Сохранить сады и технику их создания смогли только перенявшие это искусство у Римской Империи монастыри и аббатства. Какое-то время топиарные сады переживали эпоху забвения, но в эпоху Ренессанса они пережили второе рождение. Искусство художественной стрижки растений покорило всю Европу. Топиарии стали абсолютно неотъемлемой частью европейских садов и широко использовались для создания длинных прогулочных аллей, популярных в то время лабиринтов, а также бесконечных живых изгородей, окаймлявших цветники и огороды.

Именно в это время были созданы знаменитые сады в Версале, Тоскане и Старой Англии. Эти сады отлично сохранились и поддерживаются до сих пор практически в первозданном виде. Самые известные сады мира: сад Лэдью в Мэриленде (США), сады Лонгвуд в Пенсильвании (США), Левенс Холл и Грейт Дикстер (Англия), Друммонд-Парк (Шотландия).

В дальнейшем мода на топиарии все так же переживала то взлеты, то падения: топиарный сад объявляли то насилием над растением, то единственно возможным способом приведения сада в порядок. Но и по сей день этот вид паркового искусства достаточно популярен.

История топиарного (орнаментального садового) искусства

Те, кто уже знаком с регулярными садами, наверняка знают, что означает термин топиари, топиариа или топиарное искусство.

А для тех, кто впервые об этом слышит, поясним, топиари – это искусство формирования различных фигур, форм из деревьев и кустарников путём художественной стрижки.

Topiaria в латинском языке означает – орнаментальное садовое искусство. Отсюда topiarius – садовник, человек, ухаживающий за топиарным садом. Корни этого термина имеются и в древнегреческом языке, τόπος — место. А это значит, что топиарное искусство зародилось в глубокой древности.

С древних времён

Впервые об орнаментальном садоводстве упоминается в древнеримских документальных источниках, датированных 38 г до н. э. В документах описаны итальянские виллы, украшением которых были зелёные фигуры животных, птиц, вазонов, кораблей, а также человеческие фигуры, созданные из кустов самшита.

Но в Римскую империю этот тип ландшафтного искусства попал предположительно из Персии и Древнего Египта. Когда Римская империя начала завоевание Ближнего Востока, римляне пригнали множество рабов из Сирии, Персии, Палестины и Египта.

Среди них были и мастера, владеющие техникой фантазийной стрижки, которые стали садовниками Цезаря и других знатных особ. А впоследствии они начали передавать свои знания ученикам.

Дом Веттиев в Помпеях. Вторая половина I века

Постепенно Римская империя расширяла свои границы и в каждую страну она привносила какие-то элементы своей культуры и традиций. Так фигурная стрижка распространилась по всей Европе.

А после падения империи искусство топиари надолго скрылось за стенами монастырей, где монахи создавали топиарные сады для своих медитаций.

Внешний вид этих садов говорит о том, что для монахов топиарная стрижка имела в первую очередь утилитарное значение – они формировали из кустарников плотные защитные ограждения. Однако это им не помешало сохранить для потомков все секреты фигурной стрижки.

Возрождение топиари

Лишь спустя многие столетия моду на топиари возродила эпоха Ренессанса (XIV-XVI века). «Дизайнеры» того времени стали повсеместно использовать стриженые фигуры для украшения прогулочных парковых аллей.

А знатные итальянские семьи, облагораживая свои виллы, платили огромные суммы за доскональное изучение монашеских рукописей и создание по ним топиарных фигур.

Фигуры встречались самые разнообразные, даже изображающие животных и людей. Но всё-таки большинство их приняло геометрические формы: шара, куба, пирамиды и т.д.

Читать еще:  Как избавиться от улиток и слизней в саду

Это объясняется тем, что в эту эпоху в Европе случился расцвет регулярных парков, поэтому присущая им геометричность распространилась и на формы стрижки растений. Самый знаменитый пример подобного парка – Версаль.

Модное направление не обошло и Россию, хотя появилось с опозданием – во времена правления Петра I (конец XVII-начало XVIII века). Пётр I отправил своих садовников в Европу учиться заграничному мастерству.

Вернувшись в Россию, они принялись облагораживать петербургские сады. Но заграничные деревья и кустарники не были приспособлены к российским морозам, и садовникам пришлось искать им замену среди отечественных культур.

Александр Бенуа (1870-1960). Петр Великий и его окружение в Летнем саду

Недолгое забвение

А тем временем в Европе стали появляться противники, критики искусственно созданной природы, которые стали обвинять топиарных мастеров и всех, поддерживающих это искусство, в издевательстве над растениями. В результате регулярные сады, содержащие шедевры топиарного искусства, стали постепенно превращаться в пейзажные сады.

Однако топиари было забыто ненадолго. Уже с конца XVIII века фигурная стрижка растений вновь стала набирать обороты и всё больше и больше привлекать любителей живых изгородей, бордюров и оригинальных зелёных фигур.

С новой силой интерес к топиари вспыхнул в Англии после создания парка Мон Плезир в графстве Дербишир. А к XX веку появились уже новые топиарные шедевры, формировавшиеся на протяжении 40 лет! Это сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир.

Хидкот Мэнор. Фото 1 Сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир. Фото 2

К сегодняшнему дню

В конечном итоге, пережив все взлёты и падения, топиарное искусство не потеряло актуальности, а наоборот, набирает популярность, несмотря на то, что на дворе век высоких технологий.

С какого-то момента оно перестало зависеть от переменчивости моды и общественных взглядов, и стало жить своей жизнью, развиваясь и формируя новые направления. А какие именно, вы узнаете в следующих статьях:

Топиар — одно из старейших садово-парковых искусств

Топиар, или топиари (Topiary) – одно из старейших направлений садово-паркового искусства, которое заключается в многолетнем формировании декоративных форм из растений посредством выращивания деревьев, кустарников и полукустарников определенным образом и последующей регулярной стрижки для поддержания необходимого вида. Творения могут быть самыми разнообразными – геометрическими, абстрактными, архитектурными или изображать животных и людей.

Слово «topiary» имеет латинские и древнегреческие корни. С латинского «topiarius» переводится как «садовник», «topiaria» означает «садоводческое искусство», а латинское «topia» — «фреска с изображением ландшафта» (миниатюрный пейзаж). Древнегреческое происхождение связано со словом «τόπος» – «место». Принадлежность корней названия к столь древним цивилизациям дает понять насколько древнее само искусство декоративной стрижки деревьев.

Родоначальником топиарного искусства считается друг Юлия Цезаря и императора Августа, садовник Кней Матий, живший в I в. до н.э. и впервые представивший данный вид искусства публике. Первые письменные описания фигурной стрижки растений уходят своими корнями в Древний Рим. Римский консул Плиний Старший в своей работе «Естественная история», составленной примерно в 77 году н. э., и поэт Марк Валерий Марциал в своих эпиграммах описывали необычные подстриженные зеленые формы, увиденные в местных садах. В письмах Плиния Младшего (61–113 гг. н.э.) встречалось описание сложных фигур животных и птиц, надписей, инициалов хозяев или мастеров, создавших живое великолепие, обелисков, живых изгородей, которые украшали сады его тосканской виллы.

Несмотря на письменные свидетельства, многие историки считают, что мода на топиари пришла в Древний Рим из Персии и Древнего Египта, где люди отдавали предпочтение гармоничному сочетанию функциональности и внешней формы и активно применяли данный принцип в архитектуре и ландшафте. Тогда получили широкое распространение геометрические сады с фонтанами, прямыми дорожками, декоративными бордюрами и аккуратно подстриженными живыми изгородями и кустами.

За компанию с римскими завоевателями топиарное искусство покоряет и просторы Европы, осваивая новые зеленые ландшафты. Однако суровые средневековые времена позволяли мастерам художественной стрижки растений практиковаться в своем ремесле лишь на тех территориях, которые окружали сады монастырей и замки феодалов.

Спустя некоторое время, в эпоху Ренессанса, топиари получает новый виток в своем развитии. Тогда в Европе стали появляться роскошные сады с аккуратно подстриженными бордюрами, обрамляющими клумбы и дорожки, причудливые растительные лабиринты и целые зеленые комнаты, образованные высокими стенами из деревьев. Также были популярны растения, выполненные в форме шара, куба, пирамиды, конуса, спирали, изображающие людей, животных и другие затейливые фигуры. В Италии в те времена каждый уважаемый себя зажиточный хозяин считал своим долгом иметь изысканный сад, где обыкновенные кустарники превращались в зеленые часовни, колоннады и даже в созданных из листвы кардиналов.

Читать еще:  Как подвязывать огурцы в теплице из поликарбоната схема фото

К XVII столетию искусство топиар все больше развивается и набирает силу – тот век стал золотым для орнаментального садоводства. В этот период по заказу короля Людовика XIV был создан один из первых садов в формальном стиле — сад дворца Версаль, неподалеку от Парижа, автором которого стал архитектор Андрэ ле Нотр. Несмотря на то, что топиари в Версале были очень простыми: низкие изгороди, подстриженные в форме шара кроны деревьев, обелиски и т.д., у них было много подражателей, а их стиль много лет был примером для большинства европейских монархов. В Голландии же популярностью пользовались более сложные конструкции. Именно этот франко-голандский садоводческий стиль, предусматривающий создание настоящих шедевров топиарного искусства, после 1660 года распространился на территории Англии, где данное направление получило мощное развитие.

VIII век стал не самым благополучным для садово-паркового искусства топиар – в его адрес направлялись резкие протесты, папа Александр осмеивал и жестко критиковал его. Тогда произошло стремительное возвращение к естественным садовым пейзажам. Искусство фигурной стрижки подверглось гонению, многие сады в Англии даже были разрушены и сожжены. Много лет роскошные самшитовые фигуры и живые изгороди были забыты и обесценены, и только в XIX веке медленно начали проникать в сады и пейзажные парки европейцев. И, как оказалось, два совершенно непохожих стиля — фигурная стрижка топиари и естественный ландшафтный пейзаж очень даже хорошо уживаются вместе, формируя уникальные садово-парковые композиции. Конец XIX столетия стал толчком для возрождения исконно английских старых садов с фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и аккуратно подстриженными газонами. Так был зарожден стиль, в настоящее время считающийся исключительно британским.

Новый толчок топиарному искусству дало введение американского компактного стиля, предлагающего для создания зеленых скульптур использование проволочных каркасов. Впервые он был применен в Диснейленде примерно в 1962 году. Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка. Этот стиль фигурной стрижки основан на создании определенной формы из проволочного каркаса, с помощью которого растения приобретают нужный вид. Данная техника позволяет мастерам воплощать в жизнь самые смелые идеи, а садоводам-любителям предоставляет прекрасную возможность самостоятельно поупражняться в топиарном искусстве. Каркасный топиари быстро приобрел большое количество поклонников и регулярно демонстрировался на различных художественных выставках, фестивалях и других мероприятиях на данную тематику.

Сегодня интерес к искусству топиар абсолютно не угас, более того, он существенно вырос и пользуется невероятной популярностью. Последние десятилетия образцы фигурной стрижки растений – обязательные гости международных выставок, посвященных ландшафтному искусству.

Садоводы выделяют два вида искусства топиари – традиционный и американский (каркасное топиари). Первый предполагает выращивание растения и последующее придание ему нужной формы. Американский вид требует использования каркаса на начальном этапе посадки. Данная техника функционирует в трех направлениях. Первое заключается в использовании каркаса, разделенного на составные части, что позволяет наполнить его внутренний объем мхом сфагнумом, постепенно скрывающим металлическую основу. В результате формируется зеленая скульптура, привлекательная на вид и ощупь. Периодически ее нужно подстригать. Во втором направлении к мху добавляется еще и торф, который будет отличной основой для выращивания других растений (вьющихся, цветущих и т.д.). Третье направление – еще проще. В данном случае рядом с проволочным каркасом высаживаются вьющиеся растения, стеблями оплетающие предложенную им основу. Фигуры с наполнителем необходимо регулярно поливать и удобрять.

Классический процесс создания зеленых скульптур и фигурных форм – трудоемкий и кропотливый, требующий многолетней неустанной работы. Выращивать будущие топиарные шедевры необходимо сызмальства, год за годом направляя их ветви и постепенно формируя крону, а затем поддерживать достигнутый результат регулярным подстриганием лишних ветвей и листьев. Самый короткий срок, за который можно вырастить небольшой топиар на анималистическую тематику, составляет 6-7 лет. Начинается создание будущего шедевра с посадки и удобрения растения стимулирующими подкормками, которые активизируют рост. На второй год можно приступить к формированию скелетных ветвей, и лишь спустя пять лет начнет обрисовываться силуэт будущего топиара. Оптимальный период для обрезки – вторая половина февраля-март, пока не началось сокодвижение. Небольшую стрижку можно проводить и во время роста побегов. Создание четких форм требует совмещения обрезки с прищипыванием быстрорастущих побегов, а также удалением мешающих правильному развитию почек.

Читать еще:  Как правильно выращивать смородину на садовом участке

Растения, наиболее часто используемые в топиарном искусстве, представляют собой вечнозеленые кустарники и деревья с небольшими листьями или иглами, производящие густую листву и характеризующиеся способностью к компактному или столбчатому (например, коническому) росту. Основные виды, традиционно применяемые для фигурной стрижки, включают в себя самшит вечнозелёный, тую, лавр благородный, падуб, представителей семейства миртовые, тис и бирючину.

Хотя сегодня для создания многих фигур используются проволочные каркасы, с помощью которых быстрее формируется нужная форма, традиционный вид искусства топиари считается наиболее почитаемым, поскольку нуждается в терпении и твердой руке мастера. Так используя богатый вековой опыт и различные современные технологии, можно создать непревзойденный оригинальный дизайн сада.

Развитие топиарного искусства

Топиарное искусство представляет собой процесс изменения естественной формы растений, придания им фантастических или геометрических форм посредством стрижки или формовки. Топиарное искусство является неотъемлемым элементом ландшафтного дизайна. Пробежимся немного по истории возникновения топиарного искусства.

Зарождение и развитие топиарного искусства

Свое развитие топиарное искусство получило в Древнем Риме, где появились мастера, владеющие данной техникой. Таких мастеров называли «топиарии». Считалось, что используя топиар в своих садах, можно подчеркнуть свою власть и богатство.

В период средневековья интерес к топиарному искусству исчез, но в период итальянского возрождения он возобновился с новой силой. Своего максимального расцвета топиарное искусство достигло в эпоху барокко. Сформировался французский парковый стиль, для которого характерны сложные композиции.

Кроме того, известно, что в Китае процесс формирования кроны деревьев был превращен в искусство 2000 лет назад. Топиарное искусство было перенято японцами и получило последующее развитие. Деятельность японских мастеров сконцентрировалась на создании миниатюрных деревьев.

В России свое распространение топиарное искусство получило при Петре I. Немного позднее появился особый вид техники, «новый топиарий», при которой для стрижки используют металлический каркас.

Философия топиарного искусства в Японии

Примечательно, что в отличие от европейских традиций, где мастера работают непосредственно с выросшим деревом, в восточных традициях принято формировать нужную крону уже с момента появления ростка.

Выращивание миниатюрных деревьев – это японская философия, в основе которой лежат 8 композиций:

  1. Тёкан – крона дерева формируется вокруг единственного и прямого ствола.
  2. Сякан – рост дерева организуется под углом к земле. Такие деревья зачастую используют возле водоемов.
  3. Сокан – начиная от земли, ствол раздваивается на два ствола, которые могут образовывать одну крону.
  4. Кэнгай – деревце растет таким образом, что вершина направлена вниз, ниже основания ствола.
  5. Котобуки – очертания дерева, а именно его ветви, образуют иероглиф счастья. Такое дерево высаживают в качестве оберега.
  6. Монкабури – нижняя ветвь дерева располагается горизонтально над землей. Само же дерево высаживают на входе в сад.
  7. Киотская форма – дерево, растущее на пеньке криптомерии.
  8. Моёги – ствол дерева извивается подобно змее.

В топиарном искусстве в Японии сформировались две техники: «бонсаи» и «ниваки». Суть данного вида искусства в том, чтобы продемонстрировать совершенство взрослого дерева в миниатюре. В отличие от бонсаи дерево в соответствии с ниваки – высаживается и растет на открытом пространстве, а не в специальном контейнере.

Топиарное искусство в современном мире

Специалистами ландшафтного дизайна в сфере топиарного искусства были сформулированы некоторые принципы. Например, объектом работы должно быть растение не младше 5 лет, кроме того, в условиях российского климата нежелательно создавать вертикальные стены в живых изгородях, так как солнечный свет не будет попадать на нижние ярусы. Для создания топиаров используют такие неприхотливые растения, как ель, западная туя, тис, бирючина.

Выдающиеся произведения топиарного искусства сконцентрированы в специальных парках топиарного искусства. В России единственный в своем роде парк топиарного искусства располагается в Республике Хакасия в городе Абакан и представляет собой одну из главных достопримечательностей города.

Конечно, история топиарного искусства в каждой стране имеет свои особенности, и в современном мире многие формы и традиции сильно изменены, однако кустарниковые скульптуры всегда будут в тренде.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector