80 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История топиарного орнаментального садового искусства

История топиарного (орнаментального садового) искусства

Те, кто уже знаком с регулярными садами, наверняка знают, что означает термин топиари, топиариа или топиарное искусство.

А для тех, кто впервые об этом слышит, поясним, топиари – это искусство формирования различных фигур, форм из деревьев и кустарников путём художественной стрижки.

Topiaria в латинском языке означает – орнаментальное садовое искусство. Отсюда topiarius – садовник, человек, ухаживающий за топиарным садом. Корни этого термина имеются и в древнегреческом языке, τόπος — место. А это значит, что топиарное искусство зародилось в глубокой древности.

С древних времён

Впервые об орнаментальном садоводстве упоминается в древнеримских документальных источниках, датированных 38 г до н. э. В документах описаны итальянские виллы, украшением которых были зелёные фигуры животных, птиц, вазонов, кораблей, а также человеческие фигуры, созданные из кустов самшита.

Но в Римскую империю этот тип ландшафтного искусства попал предположительно из Персии и Древнего Египта. Когда Римская империя начала завоевание Ближнего Востока, римляне пригнали множество рабов из Сирии, Персии, Палестины и Египта.

Среди них были и мастера, владеющие техникой фантазийной стрижки, которые стали садовниками Цезаря и других знатных особ. А впоследствии они начали передавать свои знания ученикам.

Дом Веттиев в Помпеях. Вторая половина I века

Постепенно Римская империя расширяла свои границы и в каждую страну она привносила какие-то элементы своей культуры и традиций. Так фигурная стрижка распространилась по всей Европе.

А после падения империи искусство топиари надолго скрылось за стенами монастырей, где монахи создавали топиарные сады для своих медитаций.

Внешний вид этих садов говорит о том, что для монахов топиарная стрижка имела в первую очередь утилитарное значение – они формировали из кустарников плотные защитные ограждения. Однако это им не помешало сохранить для потомков все секреты фигурной стрижки.

Возрождение топиари

Лишь спустя многие столетия моду на топиари возродила эпоха Ренессанса (XIV-XVI века). «Дизайнеры» того времени стали повсеместно использовать стриженые фигуры для украшения прогулочных парковых аллей.

А знатные итальянские семьи, облагораживая свои виллы, платили огромные суммы за доскональное изучение монашеских рукописей и создание по ним топиарных фигур.

Фигуры встречались самые разнообразные, даже изображающие животных и людей. Но всё-таки большинство их приняло геометрические формы: шара, куба, пирамиды и т.д.

Это объясняется тем, что в эту эпоху в Европе случился расцвет регулярных парков, поэтому присущая им геометричность распространилась и на формы стрижки растений. Самый знаменитый пример подобного парка – Версаль.

Модное направление не обошло и Россию, хотя появилось с опозданием – во времена правления Петра I (конец XVII-начало XVIII века). Пётр I отправил своих садовников в Европу учиться заграничному мастерству.

Вернувшись в Россию, они принялись облагораживать петербургские сады. Но заграничные деревья и кустарники не были приспособлены к российским морозам, и садовникам пришлось искать им замену среди отечественных культур.

Александр Бенуа (1870-1960). Петр Великий и его окружение в Летнем саду

Недолгое забвение

А тем временем в Европе стали появляться противники, критики искусственно созданной природы, которые стали обвинять топиарных мастеров и всех, поддерживающих это искусство, в издевательстве над растениями. В результате регулярные сады, содержащие шедевры топиарного искусства, стали постепенно превращаться в пейзажные сады.

Однако топиари было забыто ненадолго. Уже с конца XVIII века фигурная стрижка растений вновь стала набирать обороты и всё больше и больше привлекать любителей живых изгородей, бордюров и оригинальных зелёных фигур.

С новой силой интерес к топиари вспыхнул в Англии после создания парка Мон Плезир в графстве Дербишир. А к XX веку появились уже новые топиарные шедевры, формировавшиеся на протяжении 40 лет! Это сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир.

Хидкот Мэнор. Фото 1 Сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир. Фото 2

К сегодняшнему дню

В конечном итоге, пережив все взлёты и падения, топиарное искусство не потеряло актуальности, а наоборот, набирает популярность, несмотря на то, что на дворе век высоких технологий.

С какого-то момента оно перестало зависеть от переменчивости моды и общественных взглядов, и стало жить своей жизнью, развиваясь и формируя новые направления. А какие именно, вы узнаете в следующих статьях:

Топиар — одно из старейших садово-парковых искусств

Топиар, или топиари (Topiary) – одно из старейших направлений садово-паркового искусства, которое заключается в многолетнем формировании декоративных форм из растений посредством выращивания деревьев, кустарников и полукустарников определенным образом и последующей регулярной стрижки для поддержания необходимого вида. Творения могут быть самыми разнообразными – геометрическими, абстрактными, архитектурными или изображать животных и людей.

Слово «topiary» имеет латинские и древнегреческие корни. С латинского «topiarius» переводится как «садовник», «topiaria» означает «садоводческое искусство», а латинское «topia» — «фреска с изображением ландшафта» (миниатюрный пейзаж). Древнегреческое происхождение связано со словом «τόπος» – «место». Принадлежность корней названия к столь древним цивилизациям дает понять насколько древнее само искусство декоративной стрижки деревьев.

Родоначальником топиарного искусства считается друг Юлия Цезаря и императора Августа, садовник Кней Матий, живший в I в. до н.э. и впервые представивший данный вид искусства публике. Первые письменные описания фигурной стрижки растений уходят своими корнями в Древний Рим. Римский консул Плиний Старший в своей работе «Естественная история», составленной примерно в 77 году н. э., и поэт Марк Валерий Марциал в своих эпиграммах описывали необычные подстриженные зеленые формы, увиденные в местных садах. В письмах Плиния Младшего (61–113 гг. н.э.) встречалось описание сложных фигур животных и птиц, надписей, инициалов хозяев или мастеров, создавших живое великолепие, обелисков, живых изгородей, которые украшали сады его тосканской виллы.

Несмотря на письменные свидетельства, многие историки считают, что мода на топиари пришла в Древний Рим из Персии и Древнего Египта, где люди отдавали предпочтение гармоничному сочетанию функциональности и внешней формы и активно применяли данный принцип в архитектуре и ландшафте. Тогда получили широкое распространение геометрические сады с фонтанами, прямыми дорожками, декоративными бордюрами и аккуратно подстриженными живыми изгородями и кустами.

За компанию с римскими завоевателями топиарное искусство покоряет и просторы Европы, осваивая новые зеленые ландшафты. Однако суровые средневековые времена позволяли мастерам художественной стрижки растений практиковаться в своем ремесле лишь на тех территориях, которые окружали сады монастырей и замки феодалов.

Читать еще:  Выращивание ежевики на садовых участках

Спустя некоторое время, в эпоху Ренессанса, топиари получает новый виток в своем развитии. Тогда в Европе стали появляться роскошные сады с аккуратно подстриженными бордюрами, обрамляющими клумбы и дорожки, причудливые растительные лабиринты и целые зеленые комнаты, образованные высокими стенами из деревьев. Также были популярны растения, выполненные в форме шара, куба, пирамиды, конуса, спирали, изображающие людей, животных и другие затейливые фигуры. В Италии в те времена каждый уважаемый себя зажиточный хозяин считал своим долгом иметь изысканный сад, где обыкновенные кустарники превращались в зеленые часовни, колоннады и даже в созданных из листвы кардиналов.

К XVII столетию искусство топиар все больше развивается и набирает силу – тот век стал золотым для орнаментального садоводства. В этот период по заказу короля Людовика XIV был создан один из первых садов в формальном стиле — сад дворца Версаль, неподалеку от Парижа, автором которого стал архитектор Андрэ ле Нотр. Несмотря на то, что топиари в Версале были очень простыми: низкие изгороди, подстриженные в форме шара кроны деревьев, обелиски и т.д., у них было много подражателей, а их стиль много лет был примером для большинства европейских монархов. В Голландии же популярностью пользовались более сложные конструкции. Именно этот франко-голандский садоводческий стиль, предусматривающий создание настоящих шедевров топиарного искусства, после 1660 года распространился на территории Англии, где данное направление получило мощное развитие.

VIII век стал не самым благополучным для садово-паркового искусства топиар – в его адрес направлялись резкие протесты, папа Александр осмеивал и жестко критиковал его. Тогда произошло стремительное возвращение к естественным садовым пейзажам. Искусство фигурной стрижки подверглось гонению, многие сады в Англии даже были разрушены и сожжены. Много лет роскошные самшитовые фигуры и живые изгороди были забыты и обесценены, и только в XIX веке медленно начали проникать в сады и пейзажные парки европейцев. И, как оказалось, два совершенно непохожих стиля — фигурная стрижка топиари и естественный ландшафтный пейзаж очень даже хорошо уживаются вместе, формируя уникальные садово-парковые композиции. Конец XIX столетия стал толчком для возрождения исконно английских старых садов с фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и аккуратно подстриженными газонами. Так был зарожден стиль, в настоящее время считающийся исключительно британским.

Новый толчок топиарному искусству дало введение американского компактного стиля, предлагающего для создания зеленых скульптур использование проволочных каркасов. Впервые он был применен в Диснейленде примерно в 1962 году. Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка. Этот стиль фигурной стрижки основан на создании определенной формы из проволочного каркаса, с помощью которого растения приобретают нужный вид. Данная техника позволяет мастерам воплощать в жизнь самые смелые идеи, а садоводам-любителям предоставляет прекрасную возможность самостоятельно поупражняться в топиарном искусстве. Каркасный топиари быстро приобрел большое количество поклонников и регулярно демонстрировался на различных художественных выставках, фестивалях и других мероприятиях на данную тематику.

Сегодня интерес к искусству топиар абсолютно не угас, более того, он существенно вырос и пользуется невероятной популярностью. Последние десятилетия образцы фигурной стрижки растений – обязательные гости международных выставок, посвященных ландшафтному искусству.

Садоводы выделяют два вида искусства топиари – традиционный и американский (каркасное топиари). Первый предполагает выращивание растения и последующее придание ему нужной формы. Американский вид требует использования каркаса на начальном этапе посадки. Данная техника функционирует в трех направлениях. Первое заключается в использовании каркаса, разделенного на составные части, что позволяет наполнить его внутренний объем мхом сфагнумом, постепенно скрывающим металлическую основу. В результате формируется зеленая скульптура, привлекательная на вид и ощупь. Периодически ее нужно подстригать. Во втором направлении к мху добавляется еще и торф, который будет отличной основой для выращивания других растений (вьющихся, цветущих и т.д.). Третье направление – еще проще. В данном случае рядом с проволочным каркасом высаживаются вьющиеся растения, стеблями оплетающие предложенную им основу. Фигуры с наполнителем необходимо регулярно поливать и удобрять.

Классический процесс создания зеленых скульптур и фигурных форм – трудоемкий и кропотливый, требующий многолетней неустанной работы. Выращивать будущие топиарные шедевры необходимо сызмальства, год за годом направляя их ветви и постепенно формируя крону, а затем поддерживать достигнутый результат регулярным подстриганием лишних ветвей и листьев. Самый короткий срок, за который можно вырастить небольшой топиар на анималистическую тематику, составляет 6-7 лет. Начинается создание будущего шедевра с посадки и удобрения растения стимулирующими подкормками, которые активизируют рост. На второй год можно приступить к формированию скелетных ветвей, и лишь спустя пять лет начнет обрисовываться силуэт будущего топиара. Оптимальный период для обрезки – вторая половина февраля-март, пока не началось сокодвижение. Небольшую стрижку можно проводить и во время роста побегов. Создание четких форм требует совмещения обрезки с прищипыванием быстрорастущих побегов, а также удалением мешающих правильному развитию почек.

Растения, наиболее часто используемые в топиарном искусстве, представляют собой вечнозеленые кустарники и деревья с небольшими листьями или иглами, производящие густую листву и характеризующиеся способностью к компактному или столбчатому (например, коническому) росту. Основные виды, традиционно применяемые для фигурной стрижки, включают в себя самшит вечнозелёный, тую, лавр благородный, падуб, представителей семейства миртовые, тис и бирючину.

Хотя сегодня для создания многих фигур используются проволочные каркасы, с помощью которых быстрее формируется нужная форма, традиционный вид искусства топиари считается наиболее почитаемым, поскольку нуждается в терпении и твердой руке мастера. Так используя богатый вековой опыт и различные современные технологии, можно создать непревзойденный оригинальный дизайн сада.

ТОПИАРНОЕ ИСКУССТВО

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

Читать еще:  Вентилируемый фасад характеристики свойства виды и схемы устройства

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

В наше время садоводство стало увлечением многих людей по всему миру, и интерес к топиарному искусству возродился, ведь это высокий стиль. Многие питомники, производящие посадочный материал, стали выращивать сформированные растения и предлагать на рынке уже готовые формы: шпалеры, элементы живых изгородей, пирамиды, шары, конусы, спирали, арки, садовые бонсаи и многое другое. По индивидуальным заказам выращиваются любые формы. Так что есть возможность купить уже взрослое сформированное растение и лишь поддерживать его форму. Однако это тоже не просто, нужно владеть хотя бы минимальными знаниями о выращивании растений, об уходе за ними, о стрижке и обрезке. Если вы приобрели стриженое растение, то будьте готовы к тому, что оно потребует особого ухода, о нем нельзя забывать, нужно регулярно стричь, не говоря уже о поливе, подкормках, иначе исправлять ошибки будет уже поздно. Имейте в виду, что если растение стригут, оно бывает более слабым, чем свободно растущее, и некоторым видам может понадобиться даже ежегодное укрытие на зиму.

Стрижка растений наиболее часто применяется в ландшафтном искусстве для создания изгородей. Такие изгороди занимают гораздо меньше места по площади, поэтому очень хороши для маленьких участков. Например, свободнорастущие кусты боярышника, высаженные вдоль забора «украдут» 3-4 метра по всему периметру, а стриженная изгородь может занять в ширину всего один метр. К тому же хорошая плотная стриженая изгородь придаст саду респектабельность и завершенность.

Живые изгороди по высоте делятся на три группы: бордюры (до 1 метра), собственно живые изгороди (1-2 метра) и живые стены (более 3 м). Бордюры создаются из невысоких кустарников, изгороди – из средних и высоких, зеленые стены – из высоких кустарников и деревьев. Изгороди могут быть однорядными, двухрядными, трехрядными. Расстояние между растениями в изгороди зависит от габаритов самих растений и бывает от 0,2 до 1,2 метров, а между рядами – от 0,3 до 1 метра.

Стриженые изгороди могут быть разной формы (имеется в виду форма изгороди в разрезе). В странах с более солнечным климатом можно встретить изгороди квадратной и прямоугольной формы. В наших условиях нельзя производить такую стрижку, иначе нижние ветви не будут получать достаточно света и оголятся. Такие изгороди с голым низом выглядят очень непривлекательно и неопрятно. Стрижку изгородей нужно производить так, чтобы ее боковые стороны находились под не менее 10 градусов. При этом форма может быть треугольная, трапециевидная или округлая. Однако, если это невысокий бордюр из теневыносливого кустарника, то допустимо делать его боковые стороны строго вертикальными. Имейте в виду, что поддерживать изгородь с плоским верхом в аккуратном виде труднее, чем изгородь с острым или округлым верхом.

Стриженая изгородь может быть не только однопородной. Интересного эффекта можно достичь, используя различающиеся растения. Например, при посадке живой изгороди чередовать дерен белый с его пестролистной формой, пузыреплодник калинолистный с его формой ‘Диаболо’ (черно-красные листья).

В процессе регулярной стрижки на поверхности формы создается очень плотный слой листвы или хвои, так что внутрь почти не проникают солнечные лучи, и здесь совсем нет зелени, только голые ветви. Поэтому, если вы при стрижке срежете слишком много, получите голые ветви. Хотя бывают случаи, когда хотят омолодить старые сильно разросшиеся изгороди, их очень значительно обрезают, иногда даже «на пень». Правда, такое жестокое обращение могут выдержать не все виды растений. Лучше не доводить до таких крайних мер, ухаживать за ними и из года в год поддерживать нужные габариты.

Еще меньше места, чем стриженые изгороди, всего 15-20 см, занимают растения, сформированные на шпалере. Такой вид формовки очень популярен сейчас в Западной Европе. В питомниках можно купить уже сформированные липы, груши или яблони и высадить их на своем участке. При этом сразу появляется защита от посторонних глаз, ветра, пыли и обилие зелени, которая почти не занимает места. Деревья на шпалерах выращиваются как без штамба (когда горизонтальные ветви начинаются сразу от земли), так и на штамбе высотой 2,2-2,5 метров (под такими деревьями можно ходить, проезжать на велосипеде, парковать автомобиль). Питомники предлагают также растения, сформированные в виде крыш и ящиков на штамбе.

В современном ландшафтном искусстве используются не только формованные растения для изгородей, аллей, посадок вдоль или вместо заборов. Особую группу составляют растения, которые достойны солитерного использования, быть акцентами композиции, посаженными в центре сада. Речь идет о садовых бонсаях, формах-зонтиках (голый низ и плоская нерегулярная крона), арках и других формах.

Садовые бонсаи — особый вид топиарного искусства. Эта традиция пришла к нам из Японии и Китая. В Европе сейчас в моде восточные мотивы в ландшафтной архитектуре. Бонсаи размещают в стилизованных японских садиках или просто перед домом, как ординар. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальные номер и цену.

Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.

Читать еще:  Выбираем место в саду

Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.

Надо различать понятия «стрижка» и «обрезка». При обрезке имеют дело с каждой веткой индивидуально, работают секатором. Тут есть свои правила относительно того, как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обрабатывать ранки и другие. Очень подробные инструкции по обрезке можно найти в книгах о плодовых садах. Именно на примере плодовых растений эта тема разработана очень подробно. А стрижку называют еще «слепой обрезкой», когда не важно, где именно на ветках получаются срезы. Просто все растение подравнивается по установленным габаритам. В этом случае секатором уже не обойтись, ведь нужно срезать очень много веточек. Стрижку проводят садовыми ножницами, бензиновыми или электрическими кусторезами. Обрезку проводят обычно весной, а стрижку несколько раз за сезон.

В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.

Растения для стрижки и формовки.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.

Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.

Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

Развитие топиарного искусства

Топиарное искусство представляет собой процесс изменения естественной формы растений, придания им фантастических или геометрических форм посредством стрижки или формовки. Топиарное искусство является неотъемлемым элементом ландшафтного дизайна. Пробежимся немного по истории возникновения топиарного искусства.

Зарождение и развитие топиарного искусства

Свое развитие топиарное искусство получило в Древнем Риме, где появились мастера, владеющие данной техникой. Таких мастеров называли «топиарии». Считалось, что используя топиар в своих садах, можно подчеркнуть свою власть и богатство.

В период средневековья интерес к топиарному искусству исчез, но в период итальянского возрождения он возобновился с новой силой. Своего максимального расцвета топиарное искусство достигло в эпоху барокко. Сформировался французский парковый стиль, для которого характерны сложные композиции.

Кроме того, известно, что в Китае процесс формирования кроны деревьев был превращен в искусство 2000 лет назад. Топиарное искусство было перенято японцами и получило последующее развитие. Деятельность японских мастеров сконцентрировалась на создании миниатюрных деревьев.

В России свое распространение топиарное искусство получило при Петре I. Немного позднее появился особый вид техники, «новый топиарий», при которой для стрижки используют металлический каркас.

Философия топиарного искусства в Японии

Примечательно, что в отличие от европейских традиций, где мастера работают непосредственно с выросшим деревом, в восточных традициях принято формировать нужную крону уже с момента появления ростка.

Выращивание миниатюрных деревьев – это японская философия, в основе которой лежат 8 композиций:

  1. Тёкан – крона дерева формируется вокруг единственного и прямого ствола.
  2. Сякан – рост дерева организуется под углом к земле. Такие деревья зачастую используют возле водоемов.
  3. Сокан – начиная от земли, ствол раздваивается на два ствола, которые могут образовывать одну крону.
  4. Кэнгай – деревце растет таким образом, что вершина направлена вниз, ниже основания ствола.
  5. Котобуки – очертания дерева, а именно его ветви, образуют иероглиф счастья. Такое дерево высаживают в качестве оберега.
  6. Монкабури – нижняя ветвь дерева располагается горизонтально над землей. Само же дерево высаживают на входе в сад.
  7. Киотская форма – дерево, растущее на пеньке криптомерии.
  8. Моёги – ствол дерева извивается подобно змее.

В топиарном искусстве в Японии сформировались две техники: «бонсаи» и «ниваки». Суть данного вида искусства в том, чтобы продемонстрировать совершенство взрослого дерева в миниатюре. В отличие от бонсаи дерево в соответствии с ниваки – высаживается и растет на открытом пространстве, а не в специальном контейнере.

Топиарное искусство в современном мире

Специалистами ландшафтного дизайна в сфере топиарного искусства были сформулированы некоторые принципы. Например, объектом работы должно быть растение не младше 5 лет, кроме того, в условиях российского климата нежелательно создавать вертикальные стены в живых изгородях, так как солнечный свет не будет попадать на нижние ярусы. Для создания топиаров используют такие неприхотливые растения, как ель, западная туя, тис, бирючина.

Выдающиеся произведения топиарного искусства сконцентрированы в специальных парках топиарного искусства. В России единственный в своем роде парк топиарного искусства располагается в Республике Хакасия в городе Абакан и представляет собой одну из главных достопримечательностей города.

Конечно, история топиарного искусства в каждой стране имеет свои особенности, и в современном мире многие формы и традиции сильно изменены, однако кустарниковые скульптуры всегда будут в тренде.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector